Проповедь в Крестопоклонную Неделю

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сёстры!
Сегодня отмечается Крестопоклонная неделя нашей церковью для того, чтобы мы постарались свою жизнь соотнести со смертью Христовой, с его Воскресением. Для человека всё, что связано со смертью, всегда страшно. Многие люди не могут зайти в помещение, где лежит покойник, не могут видеть покойников, не могут смотреть на гроб. Всё, что связано со смертью, с тлением, с разложением, вызывает страх. У очень многих людей так срабатывает инстинкт самосохранения. И из-за этого инстинкта человек часто себя ведёт таким образом, что потом сам удивляется, как он мог что-либо сделать , сказать, проявить чувства — они действительно на уровне инстинкта. Потому что смерть для человека — это самое страшное, что может быть.
Однако перед нами лежит на аналое – не что- нибудь, а именно образ смерти Христовой. Его ужасной, тяжёлой казни, которую Он претерпел ради нас. А мы этот крест давным – давно воспринимаем как украшение, как нашу славу. Кресты украшают не только нашу грудь, но и храмы. И даже это не отменяет того, что Крест- символ смерти и казни. Причём казни страшной. Казни такой, от которой у людей того времени волосы на голове шевелились. Это мучительная и страшная пытка, которая заставляет человека умирать в течении нескольких суток. И казнь позорная, которой подвергаются лишь только рабы, но не свободные. Не граждане римской империи, которым милостиво отсекали голову. Но долго мучиться заставляли рабов. И вот именно такую рабскую смерть захотел ради нас претерпеть наш Спаситель.
Этот образ мы всё время имеем перед собой, но то, что мы часто видим, на то и не обращаем внимания. Вот что-то новое нас всегда заинтересовывает, и мы начинаем по этому поводу размышлять. А то, что стало традицией и обыденностью, то нам становится неинтересным. Именно поэтому церковь напоминает нам, обращает наше внимание, побуждает задуматься и соотнести с жизнью. Особенно в дни Великого поста. И Пассии к тому же служат, и службы Великого Пятка, и все праздники, связанные с Крестом Господним — Воздвижение, Изнесение честных древ. Всё это именно для того, чтобы мы каждый раз подумали о том, что для нас значит быть сораспятым со Христом. Ведь именно к этому призывает нас Спаситель.
Именно об этом говорит апостол Павел в своих посланиях, которые мы к сожалению не очень часто читаем, и не очень хорошо слушаем за Литургией. А это очень важная часть нашего Священного Писания и жизни Церкви. У апостола Павла очень много говорится о Кресте Господнем, он даже говорит, что «Мне нечем хвалиться, только Христом распятым». И он же передаёт слова Спасителя, что «сила моя в немощи свершается». Для нас Крест — это образ силы. Мы крестом побеждаем искушения. Когда происходят сложности в жизни, то достаточно вспомнить о распятом Спасителе и осенить себя крестным знамением, и часто эти искушения отходят. Но эта сила действительно совершается в немощи. И поэтому во время Великого поста нам очень важно понять, что наша жизнь – это реальное Крестоношение.
В сегодняшнем Евангельском отрывке Господь говорит: «Кто хочет следовать за мной, оставь мать и отца своего, возьми крест свой и следуй за мною». А также: «Кто постыдится меня, того и я постыжусь». Почему эти две мысли сочетаются в этом отрывке: сила креста, сораспятие со Христом и то, что мы не имеем права стыдиться Христа? Потому что Крест- это образ нашей уязвимости. Мы понимаем, что мы — люди слабые, что став христианами, мы тем самым подвергаем себя осмеянию, ведь очень часто нам говорят: «Ну ты же христианин, почему ты такой?» И люди очень часто правы. Почему мы злые, если мы христиане, почему мы отвечаем злом на зло, почему не стыдимся своей агрессии, почему требовательны? Так вот, став христианами, мы тем самым подписываемся под тем, что наша жизнь отныне будет связана с самоумалением, с покаянием. И поэтому, став христианами , мы уже не имеем права на то, чтобы требовать чего-то, доказывать нашу правоту, нашу силу, наши права.
Сораспяться со Христом — это значит следовать Его путём смирения, прощения и покаяния. Об этом ещё раз напоминает нам Крест, который мы сегодня видим перед собой, которому мы кланяемся, потому что мы Его не достойны. Потому что Господь, будучи реально сильным Богом, сотворшим небо и землю, в руках которого находятся все судьбы мира, тем не менее, не воспользовался этими силами и этими правами. А пошёл как раб, как человек, гораздо худший нас с вами, у которого нет никакой свободы, он подчинился, покорился и пошёл ради нас на смерть. Для чего? Для того, чтоб и мы тоже боролись с нашими инстинктами, в том числе и самосохранения. Когда подобно отношениям в звериной стае, нам хочется укусить того, кто нас укусил. А мы, осеняя себя крестным знамением, говорим «Да будет воля Твоя».
В этом великая мудрость нашей веры, мудрость откровения Христова, ведь воистину Христос сказал: «Сила моя в немощи свершается». То есть тот человек, который готов терпеть , страдать , не отвечать злом на зло, того Господь Сам возвышает и защищает. А кто не готов идти этим путём, обречён на то, чтобы бороться в звериной стае.
Да не будет с нами этого! Спаси вас Христос!

Протоиерей Дионисий Крюков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *