Проповедь на Благовещенье

Дорогие братья и сёстры! У нас сегодня праздник Благовещения. Зачем мы вспоминаем это событие, какое отношение оно имеет к нам? Давайте об этом порассуждаем.

Сначала вспомним, что Архангел Гавриил пришёл к Деве Марии, и, услышав его слова, Она понесла, стала беременной. Как произошло это Зачатие? Она сама удивилась этой радостной, благой вести. Мария говорит: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Архангел Ей отвечает: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя». И тогда Она говорит: «Се, Раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему».

Я очень конспективно сейчас рассказал основную фабулу этого праздника. Ангел словом доносит Деве Марии главную мысль Нового Завета — Благую Весть (по-гречески «евангелие»), что Она родит Спасителя. Она готова это принять, но смущается. Однако Ангел Ей говорит: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя»…

Вы знаете, в богослужении есть моменты, которые скрыты от вас, от прихожан. Они происходят в алтаре. В определённый момент богослужения диакон говорит священнику: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Вышнего осенит тебя». А священник отвечает: «Той же Дух способствует нам во все дни живота нашего». То есть диакон и священник друг другу напоминают, что они — так же, как и Богородица — имеют Дух Святой, Он их освящает и является для них присутствием внутри них и с ними Христа, Который и есть основа Евангелия, Благой Вести. Для нас это тоже важно, эти слова можно отнести и к нам с вами. Вы пришли в церковь, причастились, приняли в себя Христа, вы, как Богородица, Его несёте в себе — и Дух Святой нашёл на вас, и сила Вышняго осенила вас. В момент, когда мы причащаемся, мы близки к святости, Святой Дух присутствует с нами и в нас. А теперь ужаснёмся этому. Потому что для нас святость обязательно подразумевает чудотворение. Нам кажется, что святые люди — это те, кто знает будущее, кто может творить необыкновенные чудеса, кто изменяет привычный ход физических законов. Но на самом деле святость, в первую очередь — это настрой на добро. И именно потому, что мы неправильно святость ожидаем и понимаем, мы, конечно же, не начинаем видеть будущее и прошлое, мы не воскрешаем мёртвых, мы не делаем каких-то необыкновенных чудес. Святость — это то, о чём говорил Патриарх Сербский Павел: “Будем людьми”. Потому что настоящий человек — это святой человек. Святой не в том смысле, что в нём есть что-то чудотворное, а в том, что он умеет быть добрым. Он настроен на то, чтобы терпеть, помогать, быть отзывчивым, быть терпеливым, быть радостным, спокойным. Вот это и есть святость. Когды мы причащаемся, Святой Дух

реально на нас находит, и сила Вышняго реально нас осеняет, но мы этого не замечаем, у нас совсем другие проблемы и чаяния. И начинаются обиды, огорчения, злоба, страх. А ведь страх — это тоже то, что крадёт у нас святость. Именно страх нас всех обессиливает. Святой никогда не боится. Однако бесстрашие не значит агрессивность. Святое бесстрашие — это спокойное бесстрашие. Святой человек не агрессивен, но и не боится. Это значит, что он уже не боится спокойно возразить против несправедливости, не будет бояться, что его за это лишат зарплаты, выгонят с работы, отвернутся от него, потому что он знает, что с ним Бог. Итак, настроимся же на именно такую святость. Не на “чудотворную” — это уже не от нас зависит и вряд ли нам будет дано. Но ведь какие чудеса творит любовь, какие чудеса творит добро, которое присутствует в сердце человека! Это и есть истинное христианство.

Для нас с вами, братья и сёстры, сегодняшний праздник — это возможность ещё раз вспомнить, что Богородица — наша Мать. Слово, которое мы произносим постоянно, знаем его. Но что значит “Мать” нам? Дети от родителей всегда наследуют какие-то хорошие черты. По природе — это генетика, но ведь бывают и случаи, когда взяли приёмные родители ребёночка, он не их генетически, природа там не работает, но зато такой родитель воспитал этого ребёнка так, что действительно можно сказать, что он настоящий сын своего отца.

У нас родители кто? Небесный Отец, Божия Мать. Если мы хотим быть Ими усыновлёнными, — а Они ведь нас воспитывают — то берём от Них то, чему Они нас учат и чем Они сами являются. Так что только лишь просить у Бога Отца и у Божией Матери и ничего не проявлять в своей жизни — это некрасиво и нечестно. Будем же помнить о том, что в нас Дух Божий, и, даст Бог, Он нам поможет быть хоть немного более святыми. Храни вас Господь!

Протоиерей Дионисий Крюков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *