Проповедь. Исцеление расслабленного в Капернауме

С воскресным днём, дорогие братья и сестры! С преодолением второй седмицы Великого Поста.
Мы сегодня с вами читали очень важное Евангельское чтение, которое знаем, наверное уже наизусть. Но чаще всего мы говорим о первой части, говорим о том, как четыре человека спустили к ногам Господа расслабленного сквозь крышу дома. И радует нас Божья милость, то, что по чьим-то молитвам Он может нас миловать. Но отрывок на этом не кончается, и для полноты восприятия нам, конечно же, надо читать до конца, понимать, что первая и вторая части неразрывно связаны. И вот как раз на вторую часть я и хочу обратить ваше внимание, потому что эти события стали своеобразным рубежом.

После того, как Спаситель исцеляет этого расслабленного, Ему запрещают проповедовать в синагогах. Больше в синагоги Он не заходит. Нужно понимать, что была такая организация как Синедрион, осуществлявшая в том числе духовную цензуру. Она следила за тем, чтобы люди не согрешали смертным грехом. Одним из смертных грехов считалось говорение от имени Божьего. Главная коллизия этого чтения заключается в том, что Христос говорит: «Прощаются тебе грехи». Древние люди отчётливо понимали, что грехи может прощать только Бог.

И когда человек говорит, что грехи прощаются, получается, что он говорит от лица Божьего. Таких людей по закону побивали камнями. Нам сейчас кажется, что тот древний закон отменён, но это не совсем так. Именно с тех времён сохранилось то, что греховно, например, божиться (говорить «Ей Богу!..» для подтверждения собственной правоты). На исповеди мы говорим: «Упоминал имя Божье всуе». Но это не совсем правильно, это нас приводит к первой заповеди. А когда мы упоминаем Бога, мы тем самым говорим от Его имени. И надо понимать, что в древности за это нас бы побили камнями. Отмена такого жестокого наказания существует только на внешнем, культурологическом уровне. Сам духовный закон никуда не делся. Получается, что когда мы божимся, мы умираем. И этого делать категорически нельзя.

Второй важный момент: древние люди были уверены, что все болезни даются по грехам. И если они видели человека болеющего, то понимали, что он – грешник. На словах мы всё это тоже понимаем, но при этом мы грехи и болезни давно начали разделять. Поэтому, например, во время эпидемии гриппа мы носим маски, делаем прививки. Иными словами, ведём себя так, как будто болезнь по отношению к человеку – что-то внешнее и в каком-то смысле случайное. И вовсе не связано напрямую с греховным повреждением души. Это тоже очень важный древний закон.

В доме, где проповедовал Христос, присутствовали книжники, которые, вероятно, уже следили за ним по поручению Синедриона. И в Его словах отыскивали какую-то крамолу. Они не просто испугались Его слов, а пришли от них в ярость. Почему? Дело в том, что книжники были людьми очень ревностными, а то, что делал и говорил Христос, перечёркивало их представление о Боге, поскольку в этом представлении Бог был чем-то неумолимым, твёрдым, Его надо было постоянно задабривать. Христос рисует абсолютно другую картину. Он прощает грехи от имени Бога и показывает тем самым, что Бог милостив. Все ведь думали, что чем сильнее болезнь, тем больше греховность. Ну а грешник вообще не должен выздоравливать. А тут Господь почему-то явным образом человека прощает. Господь милосерден. Именно оттуда к нам приходит понимание того, что Бог любит нас.

К сожалению, эти две идеи о том, что Бог милосерден и Бог справедлив, в нас с трудом уживаются. Мы, как маленькие дети, склонны выбирать из тарелки всё самое вкусное. Так, родители, желающие блага своему ребёнку, говорят ему: учись! Но их любовь не поможет ему выучиться, если он сам не станет учиться. Вот и с нами так: очень часто по любви Божьей мы делаем себе поблажки, отступления. И порой трудно понять, это отступление – по немощи нашей (и будет уврачёвано Богом) или это что-то принципиальное, то, чего мы делать не должны. Нам надо быть очень внимательными к своей духовной жизни. Потому что если мы будем под видом каких-то послаблений, по «немощи» отступать от Бога, то этот путь приведёт нас к погибели. Мы не дойдём до Бога и будем тихонечко от Него уходить, думая, что Его милосердие всё это уврачует. Будем внимательны. Спаси Христос!

Священник Михаил Заичкин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *