Проповедь в неделю о блудном сыне

Дорогие братья и сестры!

Мы с вами ещё на одну неделю приблизились к Великому посту, и Церковь нас к нему уже готовит. Сегодняшнее Евангельское чтение важно именно потому, что оно настраивает наш ум, душу, сердце на покаянный лад. Мы слушали притчу о блудном сыне. В ней рассказывалось о человеке, у которого было двое сыновей, и один из них захотел жить самостоятельно. Он попросил свою часть имения и ушёл от отца. Всё промотал, вернулся, и отец его принял, а старший сын заревновал. 


Но я хотел бы сегодня обратить ваше внимание не на Евангельский отрывок. Я надеюсь, что вы его очень хорошо знаете. А вот апостольское послание, которое тоже перекликается с темой блудного сына, нам хорошо бы уяснить, переработать и сделать для себя руководством к действию. Что же нам сегодня сказала Церковь словами Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла? 6 глава:

«Всё мне позволительно, но не всё полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии».

Очень важный и актуальный отрывок для тех, кто хочет держать пост, потому что в нём не только поднимается тема растления своего тела через блуд, но и демонстрируется механизм любого другого греха, действующего в человеке. Итак, если мы стремимся к тому, чтобы пост был для нас плодотворным, и чтобы в конце концов мы восстановили то состояние, в котором нас хотел бы видеть Господь, нам нужно понять следующее. По словам апостола, мы являемся храмами Духа Божьего, Он живёт в каждом из нас. Это очень важный момент, потому что нам кажется, что мы — это мы, а Бог отдельно, где-то в другом месте. Нам кажется, что мы к Богу будем обращаться и Он нам будет помогать, оставаясь в стороне. И совсем забываем о том, как словами самого Христа Он говорит о том, что Церковь есть Тело Его. И апостол Павел в данном случае напоминает, что мы все, образующие Церковь, являемся Телом Христовым. И наше тело, ни много ни мало, — это храм, в котором живёт Дух Христов. Нам нужно иметь это в виду не только когда мы остаёмся наедине с Богом и просим в молитве: «прииди и вселися в ны», но и во всех других случаях. Особенно когда мы занимаемся «недуховными» делами. В такие моменты эта мысль очень легко ускользает от нас.

Когда мы сидим перед монитором компьютера или экраном телевизора и на нас льются потоки нечистоты, растлевающей наш взгляд, надо вспомнить, что наши глаза-то — это не наши глаза, это глаза Христовы. Таким образом мы делаем Его соучастником того, что льётся с этих мониторов. Когда мы с вами едем на машине и кто-то нас не пропускает, а мы злимся и не пропускаем в ответ другую машину, и стоим как быки с налившимися кровью глазами, — в этот момент мы должны вспомнить, что в нас Христос, и мы втягиваем Христа в такое непотребное действие. Когда мы не можем стерпеть в очереди, что кто-то залез вперёд, что у кого-то слишком много покупок, когда мы несправедливо долго, как нам кажется, ждём и устраиваем скандал в магазине — в этот момент нам бы вспомнить, Кто в нас, и Кого мы делаем соучастником нашего негодования. И это только мягкие примеры, а ведь каждый знает, что может быть гораздо более не подобен Богу в каких-то своих грехах. Нам очень важно помнить, что Господь всегда в нас, а не только вокруг. И эта мысль действительно может остановить нас от многих опрометчивых поступков. Нужно, чтобы мы не просто не забывали этого, а всё время призывали, чтобы Господь нас не оставлял и нас Собою наполнял.

И ещё в этом отрывке сказано:

«Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».

Это замечательный совет, который как раз и должен быть нами воспринят в период Великого поста. Пост на самом деле нас учит мере. Именно меры в нас не хватает. Можно отказаться от скоромной пищи и наесться безмерно постных макарон. Да так и во всём. И чтение, и общение, и еда, и развлечения, и многие другие вещи могут быть полезными, а могут превосходить меру. Пост учит нас в первую очередь останавливаться там, где польза уже превращается во вред. Сегодняшний настрой должен нас отрезвить. Мы безмерно грешим против самих себя: против своего тела, своей души, и против Бога. Итак, неделя о блудном сыне нас сподвигает увидеть себя вечно отходящими, убегающими от Бога. Но надеюсь, что мы будем возвращаться в Дом Отца Своего и стараться жить в Нём. Спаси вас Христос!

протоиерей Дионисий Крюков

24.02.19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *