Доклад Захаровой Л.А. на XIII Пущинских чтениях

«Смещение нравственных ориентиров в современном мире»

Дорогие коллеги, родители, дети!

Тема сегодняшних чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Мы – родители мечтаем о том, чтобы наши дети сделали правильный выбор профессии, выбор спутника жизни, но главное, чтобы они умели делать правильный выбор между добром и злом. Но как научить этому детей в мире, где границы между добром и злом становятся всё более размытыми?

 

В современном обществе не модно мыслить черно-белыми категориями, нам говорят, что есть 50 оттенков серого, и нужно быть толерантными. И вот я уже с огорчением вынуждена констатировать, что повзрослевшие дети не только проявляют толерантность, они уже готовы поддерживать права сексуальных меньшинств, потому что, якобы, этих безобидных людей притесняют, ограничивают их свободу.

 

Как такое стало возможно? В 2014 г. в Российском интернете появился термин «Окна Овертона». С помощью него публицисты пытались объяснить, как стало возможным, что «совершенно чуждые обществу идеи были подняты из помойки общественного презрения, отмыты и, в конце концов, законодательно закреплены».

 

Эта технология названа по имени американского юриста Джозефа Овертона, который разработал метод, позволяющий расширять границы общественного мнения для продвижения той или иной политической идеи.

 

Мы можем убедиться, что этот метод работает на примере легализации однополых отношений, суррогатного материнства, маргинальных субкультур и прочего. Для объяснения этого метода я позволю себе нетолерантный термин и все эти явления назову словом «извращение», что означает «противоестественное поведение».

Расширение области приемлемого происходит поэтапно:

 
  1. Немыслимо.

На первом этапе снимается табу с запретной темы. В обществе начинают говорить о том, о чём раньше было стыдно. Извращение нам кажется абсурдным, но его уже можно обсуждать.

 

2. Радикально

На 2-м этапе тема делается активно обсуждаемой, внедряется эвфемизм – сглаживающий, политкорректный термин:

Не извращение, а «девиация», не содомиты, а «геи», не людоеды, а «антропофаги», не педофилы, а «детолюбы».

 

3. Приемлемо

На этом этапе необходимо разделить извращенцев на несколько категорий, часть которых явно аморальные и пугающие, а другие вполне допустимы. Придумать оправдательные мотивы.

«Это ужасно, но в исключительных случаях возможно. Сам я никогда до этого не дойду, но другие имеют право».

Возникает градация серого. Извращенцы ещё страшны, но уже стали реальностью. Создаётся положительный образа девиантного персонажа на фоне отрицательных фанатиков – борцов за общечеловеческие нормы.

 

4. Разумно

Притягиваются научные исследования, соцопросы, всё больше в ходу выражения: «Это заложено на генетическом уровне, это есть у животных, это полезно для здоровья», «Известные деятели науки/искусства это практиковали».

 

5.Популярно

Популяризация идеи с привлечением звезд шоу-бизнеса, создание сериалов с положительными героями-извращенцами, оправдание их поведения непреодолимыми обстоятельствами жизни.

 

6. Норма

Моральные устои расшатаны, патология объявлена нормой, извращенцы имеют право пропагандировать свой образ жизни под защитой закона.

Порицание извращенцев – дурной тон, неполиткорректность, уголовно наказуемо.

 

Мощным инструментом в этой технологии для смещения нравственных ориентиров служит такой прием в искусстве, как «эстетизация зла».

Ещё в эпоху романтизма (18 — 19 века) писатели и поэты увидели прекрасное в темной стороне души. Образ Диавола предстал в их творчестве не в виде рогатой твари, а в виде печального бледного юноши.

 

В наше время самое ужасное даже не то, что детские магазины заполнены игрушками-монстрами, а то, что они сделаны качественно и привлекательно.

 

Когда я спрашивала у детей и родителей, почему они покупают кукол «Монстр Хай», ответ был такой: «Это дорогая качественная игрушка, они не банальные, не пресные, расширяют кругозор: теперь моя дочь знает, кто такие зомби и франкенштейн».

 

Реклама кукол успокаивает сомневающихся родителей: «… влияние Монстр Хай не может быть негативным! Куклы достаточно добрые и милые, а в мультфильме «Школа монстров» есть огромное количество поучительных моментов, которые позволят вашему малышу отличать настоящее добро от зла».

 

Спрашивается, почему добро и красота должны ассоциироваться у малышей с зомби и вампирами, а зло, уродство и тупость с учителями в школе монстров?

 

Пока маленькие девочки заботливо укладывают своих Дракулаур и Фрэнки Штейн … в кроватки-гробики,

 

девушки постарше и молодые мамы вышивают вот такие свадебные подарки. Вокруг этой вышивки завязалась полемика в интернет-сообществе рукодельниц. Когда я попыталась высказать свое негативное мнение о выбранном сюжете, опять услышала похожий аргумент: «Сюжет не важен, главное качество исполнения, посмотрите, какие аккуратные стежки, как искусно подобраны цвета».

 

Откуда эта романтизация смерти, ведь традиционно женщины выбирали для рукоделия сюжеты, программирующие на продолжение рода?

 

В этой же полемике прозвучал аргумент «Смерть – это часть жизни», на что я возразила: «Смерть – отсутствие жизни». В христианском понимании смерть противна Божьему замыслу, она вошла в мир после того, как прародитель Адам сделал свой выбор в пользу разрыва отношений с Богом. Смерть не может быть прекрасна, как нас пытаются убедить производители Монстр Хай.

 

К слову сказать, разработчик этих кукол Гаррет Сандер активно выступает за усыновление детей однополыми парами. Его страницы в Фэйсбук и Инстаграм пестрят селфи со своим однополым партнером и ребенком с хэштэгом «гей-анкл» (дядя-гей). На мой взгляд, связь налицо. Человек, выбравший для себя путь деградации, создаёт кукол, программирующих девочек отнюдь не на продолжение жизни.

 

Есть мнение, что романтизация смерти вытесняет страх смерти. Действительно, ни в религиозной, ни в народной культуре тема смерти не замалчивается. Наоборот, в ежедневных молитвах христиане поминают умерших родственников, верующие люди обязательно возьмут ребенка на отпевание близкого родственника. Но если в христианстве страх смерти вытесняется верой в бессмертие души, в продолжение нашего существования в ином, преображенном качестве, надеждой на встречу с Богом, и это как раз и накладывает ответственность, мотивирует человека к выбору своего будущего здесь на земле,

 

то куклы Монстр Хай программируют совсем на другое. Ребенку внушается, что куклы-мертвецы также ходят в школу, кокетничают с мальчиками, красятся, наряжаются и устраивают вечеринки с вампирами и другими монстрами, и спрашивает, чем тогда плох Ад? Веселенькое гламурное местечко.

 

А ведь Евангелие говорит нам о Царстве Небесном как о совершенно ином качестве бытия. В любой религиозной культуре человек призван к святости, к совершенству. Здесь же пропагандируется деградация.

 

Добро, любовь, красота в современном мире скромно жмутся к стенке, а их место занимает что-то новое, небанальное. При разрушении религиозных традиций культура стремится к свободе, к разнообразию, но в результате приходит к произволу и хаосу.

Итак, в современной культуре много безобразного. Образ уходит на задний план или совсем исчезает. Его место занимает Шум – коллективный поток сознания, в котором смешаны политика и сплетни, искусство и порнография, добродетель и деньги, слава героев и известность убийц.

 

Как же в этом шуме научить детей отличать добро от зла?

Я думаю,

  1. Не быть толерантными. Есть хорошее слово терпимость. Да, мы призваны терпеть немощи друг друга. Мы уважаем другие религии и культуры.

Но толерантность – это совсем другое. Термин пришел из иммунологии. Трансплантологи подавляют иммунитет пациента, добиваются толерантности организма, чтобы он не отторгал чужеродный орган при пересадке.

Нам действительно необходимо подавлять иммунитет к извращениям?

 

2. Постараться не пользоваться эвфемизмами, называть вещи своими именами. Мы никогда не сможем победить грех, если будем маскировать его красивой оберткой.

 

3. Изучать традиционную культуру: религиозную и народную, которая мотивирует к созданию семьи, продолжению жизни, четко разграничивает добро и зло, прекрасное и ужасное (сказки)

 

4. Сам Джозеф Овертон сказал: «Но лично ты обязан оставаться человеком». Почему бы нам не использовать технологию окон для популяризации в обществе идей созидательных?

 

В Контакте есть православная молодежная группа с названием «Меньше ада». И я хочу закончить свой докладом этим призывом: «Давайте стремиться к тому, чтобы в нашей жизни было меньше ада!».

 

Благодарю за внимание!

 

Лариса Захарова, директор воскресной школы «Вертоград»

храма Михаила Архангела г.Пущино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *