Проповедь в день апостола-евангелиста Луки

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! 

Удивительный отрывок сегодня мы слушали из Евангелия от Луки. В этом отрывке Господь совершенно определённо и точно говорит своим ученикам: «Я должен буду пострадать. Меня должны будут схватить и казнить». А его ближайшие люди, которые уже какое-то время с Ним пробыли, слышали его проповедь, они видели, что-то прозревали, должны были, по крайней мере… абсолютно не восприняли эти его слова. Евангелие говорит о том, что [они] не поняли… Удивительное дело, Господь говорит просто и прямо: «Мне надлежит пострадать», а ближайшие люди Его, Его ученики, его братья… всё-таки этого не понимают. В их сценарий Его жизни никак не вмещается то, что Он должен умереть, что Он должен будет страдать.

Они Ему поверили, они за Ним пошли, они посчитали Его Мессией. Но мессианство в их понимании это – почет, это – слава, это – сила, это – порядок. Это – все то, что противоположно страдающему человеку, которого можно назвать по-человеческому, по-земному – «неудачник». Ведь именно неудачника казнят, заключают в темницу, ругают, унижают. И мы с вами, как Его ученики, все время забываем, что если Он страдал, и нам надо страдать, что если в Его жизни не было такого поступательного порядка, то, значит, и в нашей жизни самое важное не то, что все должно быть на своих местах, ни работа, квартира, машина, дача, ни вовремя зарплата, а что-то совсем другое… А мы хотим жить точно так же, как живут все остальные люди и лучше их, но по их законам. И вот тогда Господь в продолжение этой беседы ставит ребенка посреди своих учеников. А почему Он ставит ребенка? А потому, что удивительным образом Его слова о том, что Ему надлежит пострадать вызвали в них не ужас, не смирение, не желание сострадать Ему, а напротив – желание быть первым, желание быть главным, желание во чтобы то ни стало настаивать на своем мнении. Поэтому они и говорят: «Кто из нас будет самым важным?» То есть в этой еще только формирующейся апостольской общине действуют те же самые человеческие законы, которые действуют в абсолютно в любом человеческом обществе, где на вершину иерархии карабкаются самые важные, самые сильные, т.е. желающие быть самыми главными. И вот на эту вершину Господь ставит ребенка. 

Вот мы привыкли умиляться над детьми. Тем не менее, дети в те времена воспринимались совсем не как объект сентиментов. В те времена ребенок – это действительно слуга. Он служил своим родителям, он часто был слугой там, куда его отдавали учиться будущей профессии, да и просто в рабство продавали часто… То есть ребенок в те времена это – не хорошенький младенчик, на которого все умиляются и которому все служат, а воистину всеобщий слуга, которому пеняют, которого шпыняют, дают поручения, требуют, наказывают. И он до совершеннолетия не имеет права голоса, не имеет возможности даже возразить. То есть в какой-то степени человекообразное животное…, которое помогает взрослым нести тяготы их жизни. Так вот именно такого ребеночка ставит Господь между своими учениками и говорит: «Вот кто из вас будет здесь главный». Такой человек должен быть главным, который всем и всегда служит. 

Вот тут-то мы и чувствуем, что Евангелие переворачивает с ног на голову наши обычные земные человеческие представления об иерархии, о справедливости, о необходимости. Евангельская истина – это истина, которая противоположна нашему обыденному мышлению. И это переворачивание наше очень тяжело нам дается, потому что надо отказаться от привычного стиля мысли, от привычного направления нашей мысли и наших действий. В этом евангельском отрывке должен звучать призыв к каждому из нас. В чем он заключается? Давайте, братья и сестры не будем стараться настаивать на своем. Мы очень часто так настойчиво требуем внимания к своему мнению, забывая о том, что Господь действовал совершенно по-другому. И если мы христиане, не 

номинальные, хотящие лишь квартиру, дачу, здоровье и зарплату, а если мы хотим следовать стопами Христовыми, то мы – всем слуга. Кому всем? Не только тем, кто над нами начальствует. Но самое главное, сегодня об этом Господь сказал, мы слуги наших подчиненных. И это важно. Вот давайте быть слугами нашим детям, нашим женам, нашим мужьям, нашим близким, нашим друзьям. Тем, кому, может быть, и не хочется быть слугами, но Господь от нас этого ждет. Не требует, но ждет. Храни Господь!

Протоиерей Дионисий Крюков

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *