«О прощении врагов»

Проповедь протоиерея Дионисия Крюкова

Дорогие братья и сёстры! Мы с вами знаем, что вода и масло никак не смешиваются между собой, как ни взбалтывай, как ни мешай. На какой-то момент может возникнуть иллюзия, что смесь из воды и масла является чем-то однородным. Но со временем масло отделяется, вода тоже отстаивается, и мы опять чётко видим в стакане часть масла и часть воды.

Мы с вами надеемся, что нас Господь — простит. Это значит не только то, что Он не будет нас наказывать и не будет вменять нам наши грехи. Это значит, что Он примет нас в Свою Жизнь и мы с Ним в полной степени соединимся. В этом и будет заключаться состояние человека в Раю. В Раю всё наполняет Бог и всех наполняет Бог. В Раю уже нет «я» и «Он», в Раю — всё Бог. Мы надеемся на то, что Господь нас к Себе примет. Мы надеемся, что Господь нас Собой наполнит. Мы Ему причащаемся здесь, на этой грешной земле, и тем не менее наше причастие в пространстве Церкви — это уже открывающееся Царствие Небесное. Теперь вспомним о том, что масло и вода не соединяются вместе. Если мы наполнены внутренне водой, то Господь Своей милостью, елеем, маслом не сможет эту воду из нас исторгнуть.

Всё это имеет непосредственное отношение к нашему сегодняшнему евангельскому чтению, в котором Господь говорил о том, что мы должны прощать своих врагов. Он говорит, что язычники и грешники взаймы дают, ожидая, что вернут; любят тех, кто их любит; делают благо тем, кто им в ответ делает благо. То есть это среда абсолютно однородная — вода и вода. Ничего чудесного в этом нет. Господь же говорит о том, что следует прощать врагов и делать добро тем, кто делает зло. Очень непроста заповедь, которую нам Господь даёт, и по большому счёту никто из нас исполнить её в совершенстве не может. В нашей жизни мы, может, имеем каких-то врагов, но прощать и любить надо настоящих врагов, страшных врагов. Мне приходит на ум такой пример: нужно простить врача, который поставил неправильный диагноз, выписал неправильный рецепт, и в результате наш ребёнок скончался. И такого человека мы всё равно должны любить. Мы должны любить подругу, которая увела мужа, и радоваться, что у бывшего мужа с подругой всё благополучно. По человеческому рассуждению, выполнить это, наверное, невозможно. Можно как-то заставить себя изобразить прощение, расположение, но внутри всё равно останется не просто осадок, а чувство неприятия, отторжения и нежелания добра для таких людей.

Что же сделать, чтобы прощение действительно в нас появилось, чтобы оно нас наполнило? Такое прощение возможно только тогда, когда нас наполнит Сам Христос. Тогда Его милость, которая находится в нас, сможет осуществиться, тогда и мы будем прощены. Но для этого, конечно, мало просто просить: «Господи, наполни меня, Господи исторгни из меня эту ненависть, злость, память о плохом». Мы должны для этого очень постараться и многое сделать. В том числе и изображать хорошее расположение, помогать добрыми делами, чтобы Господь из нас эту греховную воду изливал и, напротив, наполнял нас Собою, Своей милостью.

Митрополит Антоний Сурожский высказал очень глубокую и непростую мысль. Он сказал, что если мы не простим наших врагов, то Господь их тоже не сможет простить. И если мы не простим наших врагов, то и нас Господь не сможет простить, потому что Его прощение в нас и находится, по отношению ко всем окружающим, и в том числе к нам самим. То есть на самом деле наше прощение — это уже творящийся Суд Божий, который начинается здесь и будет продолжаться на том, Страшном Суде. От нас, от нашего прощения или не-прощения зависит окончательное решение на Страшном Суде и по отношению к тому человеку, и по отношению к нам. Если мы считаем, что его справедливо Господь не простит, то так же справедливо Он и нас не простит. Эта заповедь, которую так категорично Господь даёт, действительно новая, действительно страшная, тяжёлая и очень важная — заповедь о любви к врагам. Это, можно сказать, один из главных показателей того, насколько мы христиане.

Теперь давайте задумаемся о том, всех ли мы простили. Мы часто скрываемся за благовидными оправданиями, мы говорим, что, «по справедливости», прощать нельзя. Мы считаем, что наше отношение вполне входит в контекст справедливости. Но Господь более чем справедлив, и мы рассчитываем не на Его справедливость, потому что справедливость — это заполненный ад, а Его милость — это открытый Рай. Поэтому будем надеяться на то, что Господь нас простит, но для этого очень важно, чтобы мы умели глядеть на окружающих людей (в том числе на наших врагов, на тех, кого мы не любим, хотя должны любить) Божьими глазами. Смотреть так, как Господь на них смотрит. Потому что если мы научимся смотреть Его глазами на окружающих, в особенности на наших врагов, то в этом будет начало и нашего прощения. Спаси вас Христос!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *