Проповедь в день апостолов Петра и Павла

Проповедь о.Дионисия в день Петра и Павла

… Те, кто дали нам Евангелие, дали нам благовестие, дали нам саму церковную жизнь апостолов. И в первую очередь первоверховных апостолов Петра и Павла. Удивительные два образа, которые показывают нам воочию, насколько в нашей церкви всё нелинейно. Нетривиально и так очевидно и просто. Потому что апостолы Пётр и Павел — это апостолы, которые в своей жизни не всегда были безупречны. Вот что странно и удивительно. И они выделены Церковью как первоверховные.

Эти два апостола выделяются Церковью, но при этом апостол Пётр, как мы помним, перед тем, как Христос умер на кресте, когда Его судили, — отрекается от него три раза. Фактически предаёт. И в Богослужебных текстах Страстной седмицы проводится параллель между апостолом Петром и предателем Иудой . Но, тем не менее, апостол Пётр — горячий апостол. И в конце концов он и раскаялся и засвидетельствовал свою веру своей жизнью и своей смертью.

Апостол Павел изначально был гонителем христиан. И при этом при всём он не учился среди учеников Христовых в апостольской общине , а был чудесным образом обращён. Буквально можно сказать — насильно обращён. Редкий случай в Церкви, возможно даже единственный — когда Христос призывает к себе человека помимо его воли. Он ослеп, но он прозрел позже — когда пошёл в Дамаск и когда в конце концов был научен и крестился. И из гонителя стал самым ярким проповедником и защитителем христианского благовестия.

Удивительно, что в апостольской общине ( ведь апостолы — это хранители церковного предания ) принимают вчерашнего гонителя апостола Павла- вчерашнего гонител. Удивительно, что в апостольской общине они относятся к нему с уважением, почтением и даже прислушиваются к его критике! Критике человека, который ещё недавно был врагом . И тем не менее, когда апостол Павел высказал свою точку зрения о том, что надо крестить в том числе и язычников без обрезания, то не для всех апостолов это было очевидно. Для апостола Петра например это был вопрос не очевидный, даже спорный. И всё же эта точка зрения была принята.

И также апостол Пётр — первоверховный апостол, безусловный авторитет, церковный авторитет среди апостолов – принял критику от апостола Павла, который его обвинил в том, что он стесняется есть то, что других может соблазнять. Хотя сам апостол Павел говорил: «я могу всё есть , но то что соблазняет других, от того я откажусь не ради себя, а ради своих собратьев, которые могут соблазниться».

Евангелие, Новый Завет, Деяния апостолов, Апостольские послания — это книги очень честные. В которых не рисуются образы апостолов как людей изначально, от утробы матери рождённых быть примером для подражания. Они показаны во всей своей динамике, во всех своих сложностях и искушениях. Мало того, Евангелие описывает события, которые может быть мы, если бы писали про себя, захотели бы скрыть. А они не скрывают. Почему это всё ? Да потому что есть самая главная мысль о том, что человек изначально грешен, болен, немощен, несовершен. И становится он совершенным, святым не по своим заслугам, а по воле Божией. По Его благодати, по Его дару. И вот исходя из этого, мысленно окидывая взглядом жизненный путь апостола Петра, апостола Павла, их личное отношение к делу проповеди, к их Кресту , Евангелию, можно сказать словами, которые я вчера услышал от одной нашей прихожанки на исповеди. Она сказала: «Как же моя вера мелка, неглубока и узка». И действительно, братья и сёстры, это честное признание, и я хотел бы, чтоб каждый из нас себе в этом признался. Имел широту взгляда, для того, чтобы увидеть, насколько мы узкие.

Действительно, наша вера сводится к потребностям. А говорить о высоте, о святости, о каких-то заоблачных высотах … нам кажется это не про нас. Но именно поэтому мы где-то плаваем на мелкоте. И всё время тонем причём, на этой мелкоте. А вот христиане-то призваны к такой высоте! Они призваны к тому, чтобы стать богами по благодати, как сказано святыми отцами.

Не только лишь дело в том, чтобы нам не болеть, чтобы наши дети были благополучны, чтобы наши дома стояли устойчиво, и чтобы наши зарплаты приходили на счёт . А дело-то совсем в другом. Дело в самом высоком. Именно апостолы могут нас отрезвить, потому что они показывают пример самого главного. А чего же ? – Что мы можем и должны отказываться от наших узких взглядов. Ведь очень часто наша вера сводится лишь только к каким-то проторённым дорожкам, выгодным нам. Мы часто используем наши церковные знания для того, чтобы доказать: я — прав, а ты — не прав. Часто мы строим нашу жизнь, разделяя на своих и чужих. И ведь тем не менее, проповедь апостолов Петра и Павла показывает, что Христос пришёл абсолютно ко всем , что Он любит каждого человека. Даже того, который нам неприятен, даже того, которого мы считаем неверным, в том числе и по своим, вроде как религиозным взглядам. И вот наша ограниченность – это свидетельство того, что мы не хотим стать по-настоящему христианами.

Больше тут и добавлять-то наверное нечего, но я бы хотел, чтобы мы все захотели стать подобно апостолам, людьми, во-первых, честными, во-вторых, с широким взглядом на духовную жизнь, чтобы не сводить это к тому, к тем действиям и формулам — что правильно сделать, а что неправильно. Хотелось бы, чтобы у нас самое главное было — стяжание благодати Святого Духа. Чтобы мы захотели стать истинными чадами Божьими. Помоги нам в этом Господь!

Протоиерей Дионисий Крюков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *