Проповедь. Исцеление слуги сотника

Проповедь о. Дионисия в Неделю 4-ю по Пятидесятнице.
Евангелие об исцелении слуги сотника.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сёстры! Мы сегодня слушали Евангельское чтение, в котором рассказывалось о событии нам знакомом, но дающем всё новые и новые грани, для того, чтобы нам углубиться в него, погрузиться, сделать выводы, найти себя в этом отрывке, чтобы Слово Божье стало нашим словом.

Итак, отрывок из Евангелия касался исцеления слуги сотника. Ко Христу подходит сотник – начальник над сотней воинов. … Ко Христу подходит захватчик, потому что сотник – это римский воин, и территория Иудеи в этот момент находится под оккупацией римского императора. То есть фактически ко Христу подходит человек, которого можно на полном основании назвать Его врагом, захватчиком. Этот враг подходит и говорит о том, что у него болеет его слуга, отрок. То есть этот сотник просит не за себя, не за своих родных, а за своего раба, подчинённого, и говорит о том, что он лежит и сильно страдает. И Христос ему отвечает: «Я приду и исцелю его». Но сотник Его останавливает, и просит сказать только одно слово, потому что верит, что этому слову подчинятся все. Так же как сотник имеет под собой сотню воинов и говорит «одному «пойди», и идёт; и другому: «приди», и приходит», так же, уверен сотник, и Христос скажет, и Его воля будет исполнена. Христос на это ему ответил, что не видел даже в Израиле такой веры. Дальше Он сказал, что «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном», а «сыны царства», которые считают себя наследниками Авраама, Исаака и Иакова, напротив, будут изгнаны вон, туда, где «будет плач и скрежет зубов» [Мф 8: 7, 9-12]. И в тот момент, когда сотник отошёл, исцелился слуга в его доме.

Эта история поистине чудесна, потому что в ней рассказывается о том, как все участники, я имею в виду троих: самого слугу, сотника и Спасителя – участвуют не сами по себе, а через сострадание других. Сотник просит о своём рабе, не о себе, но при этом понимает, что просьба его может показаться неприличной, ведь он же захватчик, враг. Христос это понимает и из сострадания к сотнику и его слуге, который сильно страдает, говорит, что готов его исцелить и пойти к сотнику домой. Христос идёт на этот шаг, хотя понимает, что его могут обвинить в предательстве, в пособничестве захватчикам. Это же понимает и сам сотник, поэтому останавливает Христа, чтобы Он не дал повода для придирок окружавших Его недоброжелателей. Сотник говорит: «скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» [Мф 8: 8]. Обратите внимание, все здесь заботятся о другом, совершенно о себе забывая. И это показатель того, как случаются чудеса Евангельские. Это не фокусы, это не чудеса в обычном их понимании, это всегда ответ на чувства. И здесь это чувство, очевидно, любовь.

В другом отрывке, который мы сегодня с вами читали, говорилось тоже о слове, о заповеди. Христос говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» [Ин 14: 21]. А вчера на Литургии мы читали отрывок, в котором Христос говорит «Сие заповедую вам, да любите друг друга» [Ин 15: 17]. И вот поговорить о любви нам стоит сегодня ещё раз. Я повторю ещё раз те мысли, которые высказал вчера на проповеди Литургии, но считаю их очень важными. Потому что мы с вами, братья и сёстры, не умеем любить и мы не знаем, кого любить. Христос принёс свою мысль Евангельскую о том, что любви достоин абсолютно каждый человек. Он говорил о том, что любить надо даже своих врагов. И вот эта история с сотником как раз показательна. Христос ведь любит врага своего. Он готов ему помочь. Но для нас это не так очевидно. Мы всё время делаем выбор, кто достоин нашей любви, кто недостоин. Конечно, «достойные» – это те, кто нас любят, а мы их любим в ответ. Это люди, которые находятся в родстве с нами или от которых мы зависим. То есть любовь очень часто заменяется чувством взаимовыгоды или какими-то исключительно природными чувствами. Но даже внутри семьи, там, где есть зов крови, мы всё равно любить по-настоящему не умеем. Что уж говорить о том, что мы не любим тех, кого нам, казалось бы, не за что любить. А тем более – о том, что мы должны полюбить тех, кого мы всей душой не любим, то есть врагов. Ведь враг – это тот,

кто, очевидно, нам неприятен, кто сделал нам больно. Он не может уже быть объектом нашей любви. Тем не менее, Господь даёт нам новую заповедь. Заповедь – это то, что заповедано, что принуждает нас к каким-то внутренним действиям, которые нам не хочется делать, но мы делаем. Именно так возможно рассматривать слово «заповедь»: делать во что бы то ни стало. Так как же нам надо любить? Что же для этого надо делать? Наша любовь часто сводится к какому-то внешнему чувству, и это чувство нами никак не осознаётся, не подвергается никакой огранке нашей волей и нашим умом. Тем не менее, следует сказать, что любовь всегда сопряжена с чувством уважения, с желанием оказать заботу и заинтересованностью. Забота, уважение и заинтересованность – это то, что проявляет настоящую любовь. Как часто мы с вами, братья и сёстры, заботимся без уважения. Мы даже настаиваем: да, я делаю тебе плохо, но я же забочусь; говорю тебе неприятные вещи, но это по своей заботе. Доля правды в этом есть. Но всегда ли мы говорим жёсткие слова с чувством уважения того, о ком мы заботимся? С другой стороны, можно уважать, но при этом быть равнодушным, как уважают авторитет, как уважают директора предприятия. Его уважают, но при этом никак не хотят ни заботиться, ни быть заинтересованными в нём. Можно быть заинтересованным лишь из чувства выгоды. Но при этом совершенно не уважать и не желать заботиться. Поэтому подлинное чувство любви к кому угодно: к ребёнку твоему, к мужу, к родителям, к начальникам, к друзьям, к соседям, к любимому, к другу, к любому человеку, встретившемуся на твоём жизненном пути, — мы всегда должны побуждать себя, вспоминать о том, что у нас есть заповедь. Заповедано что делать? Уважать, заботиться и быть заинтересованными. Чтобы другой человек почувствовал, что мы не просто говорим формальные слова, делаем формальные действия, что нам важно каким-то образом отобразиться в этом человеке, поучаствовать в его жизни. Ведь, действительно, в нашем мире очень не хватает любви. И именно из-за нехватки любви наши дети вырастают такими, какими вырастают: недолюбленными, а в чём-то перелюбленными, потому что о них заботятся, но их не уважают, в них не заинтересованы. Но тем не менее, они выходят в большую жизнь и повторяют всё те же наши с вами, братья и сёстры, ошибки. И такие дети в конце концов точно также, как и мы, разрушают семьи, наживают врагов, не умеют прощать и не умеют быть заинтересованными в других людях, не умеют никого уважать. То, что мы дадим окружающим, то передастся другим людям. Это – закон человеческого общества. А мы считаем, что являемся лишь зеркалами. Если нас человек любит, то мы отразим любовь, а если ненавидит, то и отразим ненависть. А ведь это абсолютно не по-христиански и абсолютно неправильно. Так вот сегодняшняя Евангельская история показывает, как по-настоящему любить. Христос с радостью отозвался на призыв оккупанта, потому что увидел, что он просит за своего раба, которого в принципе, как лошадь, можно было бы, отработав, удалить из своего дома. Тем не менее, этот сотник переживает, он идёт и просит, унижается даже в какой-то степени, и получает ответ Творца, ответ Человека, который сам есть Бог-Любовь. Вот к этому и призывает нас с вами, братья и сёстры, Господь, к тому, чтобы быть именно такими носителями Божьего Слова, Божьего чувства и Самого Господа. Спаси вас Христос!

Протоиерей Дионисий Крюков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *