Проповедь. Рождество Иоанна Предтечи

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие братья и сёстры!

Мы празднуем сегодня с вами память великого святого, пророка и Предтечи, Крестителя Спасова Иоанна. Этот святой для всей Церкви является образцом аскетизма, т.е. того, как человек относится к себе, как он может преодолеть все свои внутренние греховные несовершенства и страсти, на какие подвиги он ради этого идёт. И это является примером, безусловно, для каждого из нас. Мы знаем, что пророк и Предтеча Господень Иоанн с детских лет жил в пустыне, там он скрывался от преследования. Мы знаем, что и в дальнейшем он продолжал жизнь свою, возмужав и выйдя на проповедь. Все видели неприхотливость его и в одежде, и в пище. Об этом нам тоже сообщает священный текст Евангелия, где сказано, что он одевался в верблюжью шерсть, шкуру, и ел дикий мёд и акриды. Но его дух был горячим, его проповедь была воспламеняющей сердца всех людей, которые его слышали. А проповедь эта была о покаянии («покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» [Мф. 3: 2]). Настало новое время, и люди должны быть готовы. И вот эта тема, тема готовности к встрече с Господом, она актуальна всегда, потому что первое пришествие произошло, мы ждём второго пришествия. И поэтому Церковь нас тоже призывает последовать примеру Иоанна Крестителя, быть также, как и он, мобилизованными в деле борьбы со своими грехами и страстями.

В этом отношении очень интересен тот отрывок, который даёт нам сегодня Апостольское чтение. Мы часто пропускаем мимо ушей то, что читается на Литургии, а ведь это говорится нам для нашего назидания. Что же сегодня было сказано апостолом Павлом в послании римлянам в отрывке, который сегодня читали из 13 и 14 главы? «…поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам ото сна» [Рим. 13: 11]. Действительно, время подготовки ко второму пришествию началось ещё тогда, в апостольские времена, оно продолжатся и ныне. И каждый из нас должен быть готов к тому, чтобы не просто встретить свою смерть достойно, но и к тому, чтобы встретить второе пришествие Спасителя. «Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали». С каждым днём спасение наше приближается. «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света». [Рим. 13: 11–12] Всегда апостол нам напоминает о том, что мы должны быть христианами не только по имени, не только по факту Крещения, но и всей своей жизнью, всеми своими желаниями внутренними должны исполнять призыв быть совершенными. «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». [Рим. 13: 13–14] То есть, конечно, любой человек, говорит апостол, заботится о своей плоти, но эти заботы должны быть ровно в меру, чтобы они не превращались в похоти, когда уже тело диктует нам, что делать. Желания плоти и тела удовлетворяются всякий раз, когда мы думаем о том, чтобы съесть побольше, поспать подольше, потребовать удовольствий сверх меры. Дальше – очень интересная часть, начало 14-й главы. «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи. Кто ест, не осуждай того, кто не ест, и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его». [Рим. 14: 1–4] Это очень актуальный для нас с вами, братья и сёстры, отрывок, очень актуальные слова. Важный текст, который говорит о том, что мы всё время смотрим на окружающих, как они себя ведут. Если они себя ведут плохо, то мы думаем: «если ему можно, то и мне можно». Но при этом очень часто мы понимаем, что плохо себя вести нельзя. И поэтому, чтобы как-то дистанцироваться, начинаем его осуждать, говоря о том, что «он плохой, а я – хороший». Касается это в том числе и христианской жизни, наших аскетических упражнений. Кто-то постится, кто-то не постится. Мы понимаем, что поститься надо, но при этом гордимся собой, что постимся, а другого осуждаем. Против этого выступает апостол, призывая нас не думать о том, как другой человек живёт, что он делает или не делает, что он ест или не ест. Будьте сами ответственны за свою жизнь перед самим Спасителем. У нас ведь развит стадный инстинкт, поэтому мы всё время чувствуем себя в стаде, но при этом не хотим быть в стаде плохом. Таким образом, получается, что наше желание осудить – это способ сказать: «я не из этого стада». Но мы всё равно продолжаем быть именно такими людьми, которые не понимают, что у каждого из нас есть связь с Богом напрямую, и ответственность за свою жизнь напрямую. О другом человеке позаботится Сам Господь. В самом деле, мы вспоминаем, что первым, кто вошёл в Рай, был далеко не постящийся, далеко не праведный, далеко не благочестивый человек. Это был разбойник, который на кресте раскаялся и признал Спасителя своим Богом. Так вот ему Господь сказал: «ныне же будешь со Мною в раю» [Лк. 23: 39–43]. Что уж говорить о том, кто живёт рядом с нами, но пока ещё не начал есть того, что нам кажется правильным есть в этот постный период. На самом деле ведь пост – это индивидуальная мера борьбы с нашими индивидуальными грехами. И у каждого есть способности, возможности и силы для того, чтобы бороться с тем или иным грехом. Для кого-то трудно отказаться от молочного, а для кого-то совершенно просто есть хлеб и воду. Есть такие люди счастливые, для которых пост не является проблемой. Они честно об этом говорят: «Я могу есть всё, что угодно, и мне всё равно, есть ли там молочная, мясная или другая пища». Но при этом при всём, даже если они всю жизнь будут поститься на хлебе и воде, даже если для них это никакая не проблема, разве это подвиг? А с другой-то стороны, если человек болеет тяжело, если ему действительно требуется какая-то белковая, животная пища и, несмотря ни на что он откажется от мяса, даже такое небольшое ограничение в мясной пище является большим подвигом. С третьей стороны, у каждого из нас – свои собственные грехи. И для кого-то, может, чревоугодие не является вообще проблемой. Зато он, например, блудит. Так уж лучше пусть он ест всё, но не блудит. И тогда его подвиги будут перед Богом гораздо более ценны. И напротив, есть такая распространённая картина: вот человек добрый, но он много ест, а вот человек злой, но он худой, как былинка, и при этом еда для него не является никакой проблемой. Вот ведь у каждого из нас есть свои проблемы, свои возможности. А самое главное – каждый из нас дорог Богу, и Бог о каждом особенно промышляет. И не нам судить, у кого какая мера жизненных подвигов. И не только поста это касается. Кто сколько молится, кто как часто ходит в церковь, кто как воспитывает своих детей, кто как работает, кто чем интересуется – это дело только его и Бога. И в этом смысле важен призыв к тому, о чём мы изначально говорили, призыв быть готовыми в любой момент дать ответ Богу. Но этот ответ мы должны давать, не ориентируясь на окружающих, это – наше решение. Мы не будем говорить Богу: «я не пощусь, но ведь никто сейчас не постится». Нет, мы должны поститься, несмотря на то, что никто из нашего окружения, может быть, не постится, но при этом не осуждать их за то, что они не постятся.

Креститель Иоанн Предтеча в этот момент находился среди людей, которые жили по-разному, но его жизнь была примером. Он, как светильник горящий, всем освещал путь, и за ним народ шёл. Так вот он в этом смысле и даёт нам пример того, что надо быть верным прежде всего самому Богу. А остальные люди постольку поскольку, услышат или не услышат этот призыв, откликнутся или нет, последуют или нет. Но это их личное дело. Спаси вас Христос!

Протоиерей Дионисий Крюков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *