Проповедь в Лазареву субботу

Дорогие братья и сёстры! Вспоминая сегодня воскрешение Господом Лазаря, который четыре дня уже лежал в гробу, Церковь тем самым готовит нас к грядущей Пасхе. Эта тема особенно явно звучит в тропаре сегодняшнего праздника, в котором говорится, что “прежде Своея страсти уверяя”, Христос воскресил четверодневного Лазаря. Это событие возымело такое сильное действие на окружающих людей, что они встречали этого чудотворца как Мессию при его Входе в Иерусалим. В этом событии есть очень важный, глубокий смысл, связанный с победой Христа над смертью. Смерть — это то, что страшнее всего для людей.

Я сейчас обращаюсь ко всем, кто здесь стоит, в том числе и к тем, кто пришёл на отпевание. Надеюсь, что вы будете не только отдавать долг памяти умершей, но и послушаете меня, грешного, потому что говорю я и для вас тоже. Здесь, в этом пространстве Божьего Царства, в Церкви — смерти нет. Смерть — это то, что для человека самое тяжёлое и страшное. Мы боимся смерти, мы стоим около гроба и не можем от него оторваться, потому что смотрим на человека, которого знали, которого любим и которого теперь с нами нет. Но ведь этот человек — он не весь лежит здесь перед нами. Душа Аллы, которую мы сейчас будем провожать в последний путь, не там, где вы смотрите. Её душа — в пространстве Божием, в церковном пространстве. Она здесь, и она тоже молится с нами сейчас, и она уже точно понимает, что смерти нет, потому что бессмертная душа не заканчивается с жизнью физического тела. Тело, на которое вы сейчас смотрите, будет закопано в землю и там, простите за выражение, будет разлагаться, но душа-то бессмертна. И душа всегда знает Бога.

Так вот, Христос нам в событии воскрешения Лазаря и показал, что Он способен даже разлагающееся тело воскресить. Это очень утешительное известие — смерти нет, разложения нет! Лазарь, как сказала его сестра, смердел, потому что уже разлагался. Тем не менее Христос сказал, что эта смерть к славе Бога. Она показывает, что Христос побеждает смерть. Очень важно, что мы все не уйдём в землю. И в этот праздник нам особенно важно это осознать. Мы находимся в преддверии Страстной седмицы, то есть того времени, которое готовит нас к Пасхе. Христос в пятницу был распят и умер добровольно за людей, в субботу он лежал во гробе, в воскресенье — воскрес. То, что он воскрес, мы вспоминаем теперь каждый седьмой день недели. Каждый раз, когда мы отдыхаем в воскресенье, хорошо бы, чтобы мы вспоминали, по какому поводу мы отдыхаем. Отдыхаем именно потому, что Господь дал нам радость надежды на наше всеобщее воскресение. Вы скажете: “Ну как же это — смерти нет?

Мы видим прекрасно, вот она, смерти достаточно в окружающем мире”. В Петербурге недавно всем было показано, какая ужасная реальность наступает, когда люди, якобы служа Богу, нас самом деле служат не Ему, не Жизни, а смерти. Это смерть видимая, физическая, но ведь физическая смерть — не самое страшное. Самое страшное — смерть духовная. Человек может жить на земле, ходить, действовать, работать, а всё равно быть мёртвым, так называемым “живым трупом”. Подлинная жизнь — это жизнь внутренняя, духовная. Жизнь, которая способна воскресить нас всех в Последний день, в день всеобщего воскресения.

Христос сказал разбойнику, распятому по правую сторону от него: “Ныне будешь со Мной в Раю”. Это не значит, что Он его избавил от смерти, этому разбойнику тоже предстояло пройти через её врата, мучиться в момент умирания. Смерть — это необходимая преграда, которая разделяет нас, здесь живущих, со всеми нашими немощами, недостатками и грехами от другой, подлинной, настоящей жизни. Жизни, где счастье, где любовь, где Бог. Для многих из нас эти слова кажутся эфемерными. Да будет ли это ещё когда-нибудь? Так ведь будет. И если мы хоть в какой-то степени себя называем христианами, то мы даём обет Богу, что мы в это верим, мы этого ждём, и так оно и будет. Дай Бог, чтобы с нами так и случилось. Потому что можно воскреснуть в жизнь вечную, а можно воскреснуть в муку вечную. Дай Бог нам с вами этого избежать. Как? Стремиться к добру, не абстрактному, а вполне конкретному. К добру, которое проявляется во встрече с нашими ближними, в помощи им. К добру в церковной жизни, в которой мы, приходя сюда, просим, чтобы Господь дал нам силы быть святыми. Храни вас Господь!

Протоиерей Дионисий Крюков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *