Проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе

Проповедь отца Дионисия в Неделю 7-ю по Пасхе святых отцов 1 Вселенского собора

Дорогие братья и сёстры! В период от Вознесения до Дня Святой Троицы мы ожидаем, что Господь пошлёт нам Своего Святого Духа, Который возобновит в нас действие преображающей нас благодати. Благодать — это божественная энергия, которая делает нас другими, наполняя Самим Богом.

Чего же мы ждём? И ждём ли вообще? Или для нас церковный круг богослужений — всего лишь череда воспоминаний, что неправильно? Было бы правильно, чтобы богослужебный круг был прохождением духовных стадий, связанных с евангельскими событиями, которые не просто отражались бы в нашем уме, но и несли отпечаток на нашей душе. Наполниться благодатью Святого Духа, чтобы стать настоящими христианами — это центральное наше желание.

Евангельский отрывок, который мы читали в сегодняшний воскресный день, настраивает на это ожидание, готовит к принятию того, что Святой Дух должен дать каждому из нас. В нём говорится о единстве. Христос молит Своего Небесного Отца о том, чтобы Он сохранил Его общину, Его близких, которых Сам же Отец дал Христу, в единстве, нераздробленно, в единодушии и единочувствии, в единой жизни.

Это стремление к единству должно относиться и к нам с вами, братья и сёстры. Нам важно об этом помнить, потому что человек по своей падшей, греховной природе в первую очередь заботится о своём собственном, индивидуальном. Даже от Бога человеку прежде всего нужно обустроить свой мирок, обособить себя от этого грешного мира, чтобы ему было комфортно в среде, где Господь его защищает. А Евангелие, наоборот, говорит о совершенно другом: выйдите из своего круга, объединитесь со всем миром! Даже если этот мир вас ненавидит. А о способе это объединения сказано в другом отрывке, посвящённом царевичу Димитрию.

Каким же образом это единство сохранить? Любить друг друга. Надо задуматься: слова высокие, слова знакомые, слова важные, но которые в одно ухо влетают, а в другое вылетают. Ведь мы все знаем о любви, это слово уже обросло у нас таким мхом разных дополнительных смыслов, что пробиться к его сути очень трудно. Любовь — это всегда выход за пределы своего индивидуалистического мира, выход из своих собственных желаний, это посвящение своих желаний другому человеку. Два призыва — быть едиными и любить друг друга — сегодня удивительным образом совпали для нас, чтобы мы задумались, чего мы ждём, когда благодать Святого Духа будет нас наполнять.

Уже в следующее воскресенье мы будем стоять на коленях и просить, чтобы Святой Дух на нас снизошёл. Как мы поймём, что Он на нас снизошёл, что мы получили то, что просили? Во-первых, для этого надо попросить Его, а во-вторых, знать, что же Он нам даст. Он даст умение смотреть на других людей, видеть их, замечать их потребности, спрашивать себя, как мы можем им помочь, что можем для них сделать, от чего можем отказаться ради них. Если у нас будут желание и силы это выполнить, значит мы благодатью Святого Духа наполнены. А если мы будем думать только о том, какие мы — хорошие или плохие, и при этом ничего не исполнять, это значит, что Святой Дух нас миновал. И не потому, что Он не захотел на нас почивать, а потому что мы не захотели Его принять.

Святые люди, с одной стороны, образец для нас, с другой стороны, мы все призваны к святости. К какой святости мы с вами призваны? Мы вовсе не должны думать, что святые люди — это только лишь чудотворцы. Первый образ, который возникает у обывателя при слове “святой” — обязательно предсказатель или целитель, провидец, знающий тайное и явное или делающий какие-то совершенно невероятные вещи. Для Бога святой человек — тот, который любит, не обосабливается от других, для которого Церковь — не только личные просьбы к Богу, а мы все вместе. А вот этому современным русским православным христианам надо ещё учиться и учиться. Мы всегда считаем, что наш взгляд самый правильный, а тот, кто рядом стоит — заблуждается, мы его в лучшем случае потерпим. И поэтому происходят размежевания в церковной жизни. Вот это — православие для интеллектуалов, а вот это — православие для простецов, это женская сторона вопроса в православии, а эта только для русских… Получается, что мы сами в своём сознании это единство раздробляем. Христос объединяет абсолютно разных людей. Да, действительно, в Его евангельской истории произошло размежевание на людей, которые Его приняли и которые не приняли, и как правило, рядом с Ним оказывались люди-маргиналы, а элита была против Христа. Но ведь со Христом был и Никодим, и Иосиф Аримафейский, среди Его апостолов был евангелист Лука, образованнейший человек, и апостол Павел, и простые люди, как Пётр, Андрей и другие Его апостолы… Он всех объединял, потому что Его учение всеобъемлющее. Оно и для евреев, и для эллинов, и для русских, и для американцев, которых у нас сейчас так принято ненавидеть. А тем не менее мы должны понимать, что Христос — это Всечеловек, он учит всех любить. Но эта любовь — всегда труд. И трудиться надо в том числе для преодоления своих внутренних ограничений: кого мы любим, кого мы не любим. Надо любить того, кого мы не любим! Ведь Христос заповедовал любить своих врагов.

У нас есть ещё неделя до того момента, когда Господь возобновит в нас действие благодати в день Святой Троицы. Ну подумаем же мы все об этом наконец, ну постараемся же расширить свой взгляд на христианство, не отказываясь от догматики, но отказываясь от своих пристрастий. Это очень нам в жизни мешает, ограничивает нашу церковную жизнь как таковую. Помоги нам в этом Господь!

Протоиерей Дионисий Крюков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *