Истоки организации прихода

Статья Протоиерея Дионисия Крюкова была подготовлена к печати Еленой Ивановой и опубликована в газете «Пущинская среда»  27.02.2008 и 26.03.2008

БЕРЕГ НЕБЕСНОЙ РЕКИ

Православная община нашего города подала за­явление с просьбой о регистрации в 1988 году. Нельзя сказать, что этот год можно назвать временем рождения пущинского православия. Веру­ющие люди были здесь и до «перестройки», в том числе и среди научных со­трудников. Правда, на богослужение им приходи­лось ездить в Ильинский храм города Серпухова, который принимал веру­ющих со всего района. Это была единственная городская церковь, да еще Успенский храм в Кузьмёнках, которые ос­тавались незакрытыми в советское время.

Разоренный храм при Пущинской усадьбе, как и многие другие, постепенно разрушался, пока от него не остался едва раз­личимый контур фунда­мента.

Среди тех немногих, кто в тот трагический период не скрывал свою веру — был и мой отец, Виталий Иванович
Крюков. С середины семидесятых годов прошедшего столетия он и еще несколько верую­щих, в основном женщи­ны, ездили на богослуже­ние в «Ильинку», некото­рые из них, в том числе и отец, пели на клиросе.

В конце восьмидесятых годов наступило время перемен, пущинские хри­стиане не без труда заре­гистрировали
религиоз­ную общину и стали доби­ваться разрешения на строительство храма. Ви­талия Ивановича выбрали старостой общины, тем самым, доверив ему очень сложную миссию органи­затора прихода и ходатая перед советскими властя­ми. Ситуация была весьма и весьма неопределен­ная. Ни верующие, ни местные органы власти не знали, чем может закончиться подобная инициатива. У всех были весьма обоснованные сомнения,   что очередная оттепель может сме­ниться но­выми реп­рессиями.

Особо напряжен­но прохо­дила дис­куссия по поводу ме­ста строительства храма. Об­щина про­сила зда­ние быв­шей аптеки за почтой в микрорай­оне «В», а после отка­за — здание столярных мастерских в «АБ», ко­торое ныне является особняком за гимна­зией «Пущино».

Местом будущей церкви суждено было стать территории дачи СМУ-7 около клуба «Коряга», «по­дальше от глаз».
 

В 1989 году в наш приход направили приснопамятного архимандрита Иакова (Максимова). В дачном доме начались регулярные богослужения. Собрав средства, батюшка возглавил работу начального этапа строительства храма.

Сейчас, спустя почти двадцать лет, от участников первой «двадцатки» уже мало  кто остался (для регистрации православной общины требовалось, чтобы минимальное количество людей, подписавших прошение, составля­ло двадцать человек).

Виталий Иванович (ныне игумен Феофан) принял монашество в Свято-Даниловом монас­тыре в Москве. Другой ак­тивист, молодой ученый Владимир Седов стал свя­щенником и нес пастырс­кое служение в люберецком храме, ныне он насто­ятель незакрывавшейся церкви в селе Кузьмёнки.

Конечно, многие уже отошли ко Господу и сре­ди них о. Иаков (перед смертью он принял схиму с именем Иоанн) и отец Ми­хаил Степанов, кроткий молитвенник, научивший своим примером многих прихожан терпению. Почти не осталось тех легендарных бабушек, благодаря которым сохранялась вера и созидался храм. Всем им, ныне здравствующим и уже отошедшим от нас, низкий поклон и благодарность за мужество и дерзно­вение.

 

ЗДАНИЕ ХРАМА

Вскоре после воз­никновения регу­лярных богослуже­ний начинается строительство хра­ма. Нехватка денег, точнее полное их от­сутствие, компенси­ровалось энтузиаз­мом настоятеля и членов общины. Совершалось подлин­ное чудо: несмотря на развал в стране, отсут­ствие богатых благодете­лей и острейшую нехват­ку специалистов, к 2000 году возведение храма было почти окончено. Так велико было желание лю­дей иметь храм в Пущине, столько героизма и само­пожертвования вкладывалось в строительство, что о личных интересах никто не думал. И именно этот настрой был тем не­обходимым условием, при котором Господь от­кликается Своими благо­деяниями. Находились и материалы, и специалис­ты, и деньги. Все факты выстраивались в стройную цепочку, хотя казалось, ве­роятность ее возникнове­ния приближалась к нулю.

 

Огромный вклад в стро­ительство храма внес сво­им трудом Виктор Варла­мов. Он совмещал сразу несколько должностей: ар­хитектора, инженера, про­раба, плотника, каменщи­ка… причем абсолютно бескорыстно. Его участие — большая удача для при­хода, особенно если учесть, что найти специа­листов столь высокого уровня по храмовой архитектуре тогда, впрочем как и сейчас, очень непросто. К моменту начала строительства Виктор занимал должность главного архитектора города, но впослед­ствии посвятил свою жизнь возведению православных храмов. В настоящее время под его руководством строится липицкая церковь.

 

Архитектура храма объединила разные стили, от византийс­кого до классицизма, но доминирующими являются формы рус­ского церковного зодчества. Такое раз­нообразие есть оли­цетворение 2000-летней христианской культуры и христианской истории в це­лом, к юбилею которого и был построен храм. К слову, хочу заме­тить, что живописное мес­то расположения церкви как нельзя лучше сочета­ется с ее архитектурным ансамблем.
И я не пере­стану утверждать, что уединенная березовая роща — более достойная оправа для дома Божиего, чем однотипные построй­ки советского времени. Да, людям приходится прикладывать усилия, что­бы дойти до церкви, но этот труд всегда вознаграждается эстетически и духовно.

 

Тем, кто был как-то знаком с религиоз­ной жизнью в совет­ское время, имя свя­щенника Дмитрия Дудко скажет о мно­гом. В тот момент, когда верующих при­тесняли, и в приходс­кой жизни незакры­тых храмов ощущался бдительный конт­роль госу­дарства, этот свя­щенник вел активную проповедь Правосла­вия и не только с церковно­го амвона. За свою деятель­ность ба­тюшка под­вергался репресси­ям и, тем не менее, он обладал такой притягательной силой, что горячая вера, не­разрывно связанная с подви­гом, не могла не за­жечь всех, кто с ним соприкасался. Сре­ди его духовных чад было несколько пущинцев, в том числе и вышеупомянутый будущий священник Владимир Се­дов. При орга­низации прихо­да они обрати­лись к отцу Ди­митрию за со­ветом, кому по­святить новостроящийся храм, и тот оп­ределил наше­го небесного покровителя. Почему именно Архангел Ми­хаил, предво­дитель небес­ных воинств был им из­бран? Святой Архистратиг сражается с ду­ховной нечес­тью, столь рас­плодившейся в период распа­да советского государства в среде образованных людей. Мало кто из интеллигенции не был увлечен астрологией, га­данием, экстрасенсори­кой, восточными культами, что, общеизвестно, и оста­ется печальным фактом не только ушедшей эпохи, но и нашего времени. Имело место и соображение о необходимости особого небесного окормления в молодом городе без глу­боких духовных корней,
имеющих жителей в ос­новной массе настроен­ных атеистически.

 

Количество верующих к моменту организации при­хода было сравнительно небольшим. Тогда их об­щественная жизнь носила характер противостояния унаследованному от про­шлой эпохи атеизму, по­рой даже вызова, их не­редко считали отчасти «душевнобольными», «впавшими в религию», почти как в идиотизм. И знание, что за малой гор­сткой людей стоит все не­бесное воинство Ангелов и Архангелов, сильно ук­репляло и поддерживало первых прихожан.

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Осенью 1995 года, еще до моего назна­чения на этот приход я по благословению о. Иакова стал заниматься организаци­ей Воскресной школы. Держалось все на энтузиазме не­скольких человек. У нас совсем не было опыта работы, не было помещения, и лишь благодаря Жанне Яновне Лари­оновой, директору музыкальной школы, мы обрели первое пристанище. Спустя время занятия стали проходить в Доме общины, интересно, что пока строился храм, в этом здании совер­шалась служба и распола­галась трапезная. Нередко благоухание ладана сме­шивалось с запахом жаре­ного картофеля, а пению церковного хора вторили детские голоса, звучащие со второго этажа.

 

В развитие школы нео­ценимый вклад внесли ма­тушка Елена Кирпичева, отец Сергий и матушка Ольга Свиреповы, Лариса Александровна Захарова. Вос­кресная школа «Вертог­рад» является одной из самых крупных в нашем районе, с момента орга­низации было осуществ­лено несколько выпусков.

 

На данное время она на­считывает около 100 чело­век учащихся, и насущной проблемой также остает­ся помещение. Поэтому мы очень надеемся пост­роить большое трехэтаж­ное здание на сохранив­шемся фундаменте недо­строенного клуба «Коря­га», благо, что не так дав­но главой города Анатоли­ем Васильевичем Афанаскиным были расширены границы территории под строительство воскрес­ной школы. Проект уже почти завершен, он пред­полагает наличие не толь­ко учебных классов, но и мастерских для детей, а также концертный зал.

Впрочем, не только дети нуждаются в духов­ном воспитании, катехизаторская работа со взрослыми — уже осоз­нанная необходимость. К тому же за последние годы приход взрастил лю­дей, благодаря которым может вестись подобная работа.