Церковнославянский язык

Рабочая тетрадь для воскресных школ. Свирепова О.В., Захарова Л.А.

Основная ступень. 4 класс (10-11 лет) 28 часов, 5 класс (11-12 лет) 14 часов.

Церковнославянский имяслов. Свирепова О.В., Захарова Л.А., УМК Вертоград

Церковнославянский имяслов

Церковнославянский язык. Свирепова О.В., Захарова Л.А., УМК Вертоград

Основы церковнославянской грамоты

Учебно-тематический план

Часть 1. Церковнославянский Имяслов. 4 класс (10-11 лет)

Урок 1. Завещанный образ родного языка
Урок 2. Азъ и Буки
Урок 3. Веди и Глаголь
Урок 4. Добро и Живете
Урок 5. Есть и Ять
Урок 6. Зело и Земля
Урок 7. Иже и И десятиричное
Урок 8. Како и Людие
Урок 9. Мыслете и Нашъ
Урок 10. Онъ, Омега и Отъ
Урок 11. Покой и Рцы
Урок 12. Слово и Твердо
Урок 13. Укъ и Херъ
Урок 14. Фертъ и Фита
Урок 15. Цы и Червь
Урок 16. Ша и Шта
Урок 17. Еръ, Ерь и Еры
Урок 18. Я и Юсъ малый, Ю
Урок 19. Кси и Пси
Урок 20. Ижица
Урок 21. Азбучная молитва
Урок 22. Стихи
Урок 23. Зачет

Часть 2. Основы церковнославянской грамоты. 5 класс (11-12 лет)

Урок 1. Ажурное надстрочье
Урок 2. Слова под титлами
Урок 3. Буквенная Цифирь
Урок 4. Чередование согласных.
Урок 5. Звательный падеж
Урок 6. Неполногласие.
Урок 7. Глагол «Быти»
Урок 8. Правила чтения. Псалом 1.
Урок 9. Местоимения личные 1 и 2 лицо
Урок 10. Местоимения личные 3 лицо
Урок 11. Псалом 90. Чтение
Урок 12. Псалом 33. Чтение
Урок 13. Псалом 50. Чтение
Урок 14. Глаголица и кириллица
Урок 15. Зачет

Пояснительная записка

Памяти Нины Павловны Саблиной

«Н.П. САБЛИНА относилась к тому малому стаду, что стоит во Имя Слова. Кандидат филологических наук, доцент, педагог с сорокапятилетним стажем, всю свою жизнь она радела о восстановлении русской языковой культуры, высшей и питающей частью которой является живой церковнославянский язык». (Ирина Рубцова)

Нас долго совесть будет мучить:
Не знали, не уберегли…

Господь берёт на небо лучших
От грешной страждущей земли.
И смерть внезапно, словно мина,
Дыханье жизни прервала.
Равноапостольная Нина
Сестру, наверно, позвала.
И вот она летит над нами,
Чиста, как снег, душа её…
Взгляни: сверкает, словно пламя,
Словесной сабли остриё. (
Татьяна Егорова)

Среди причин, якобы мешающих современным людям посещать Богослужение, часто называют «непонятность» богослужебного языка. Детям нам тоже предстоит объяснить, почему Церковь до сих пор молится на этом древнем языке, и зачем его надо изучать.

Церковнославянский язык никогда не был разговорным, он был создан святыми братьями специально для общения с Богом, как язык, возвышенный над мирской суетой, язык Богослужения и Богообщения. Отказаться от него — означало бы сильно себя обеднить, примитизировать наше Богообщение.

Оценить красоту и поэтичность церковнославянского языка невозможно, если его совсем не понимаешь, а для этого надо потрудиться. Убеждая детей в необходимости изучения церковнославянского языка, мы приводим известный аргумент — ни у кого не вызывает возражений необходимость знания иностранного языка для профессионального роста. Точно также для духовного роста требуется знание языка сакрального, языка, на котором молились святые, для того, чтобы и нам приобщиться к их духовному опыту.

На уроках, по совету Н.П. Саблиной, мы приводим примеры, как звучал бы, допустим, привычный для нас возглас «Вонмем!» на современном языке — «Внимание!». У детей это, как правило, вызывает улыбку и убеждает их в том, что не стоит торопиться с переводом богослужения на  современный язык.

Говоря о необходимости преподавания ЦСЯ, д.ф.н. Журавлев В.К. пишет, что «освоение нашими детьми ЦСЯ — это их воцерковление, введение во храм».

Преподавателям он дает такие рекомендации: «Ведущим принципом преподавания церковнославянского языка детям должен стать принцип «от текста — к грамматике, а от грамматики — к более углубленному пониманию текста, толкованию текста». Отмечая, что «ЦСЯ — величайшая наша драгоценность, священная и высокохудожественная оболочка русской духовной культуры и образованности», проф. Журавлев В.К. говорит, что «необходимо воспитывать чувство благоговения к каждой букве и каждому слову, чувство красоты буквы, слова, словосочетания, отношение к церковнославянскому тексту как к иконе».

«Языкознание имеет исключительное значение для развития ума» — утверждал профессор протоиерей В.В. Зеньковский. В народном представлении грамотность всегда рассматривалась как ключ к Божественному Писанию, особенное внимание на изучение церковнославянского языка в своей сельской школе обращал великий педагог С.А. Рачинский.

«Церковнославянский имяслов» — методическая разработка уроков на основе книги Н.П. Саблиной «Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты». Сама автор охарактеризовала свою книгу как сборник «научно-популярных рассказов о Букве в Духе: о досточестной внешней красоте каждой буквы, или ее образе; о духовно-мистической сущности алфавита и символизме буквенных имен».

Составители постарались исполнить пособие в этом же ключе. Каждый урок рабочей тетради посвящен двум буквам, рассказу о их названии, происхождении. Также на листе, посвященном букве, приведены начинающиеся с нее слова под титлами, имена и их значения, краткий словарик часто встречающихся слов, икона Богородицы, название которой начинается с этой буквы, икона святого, загадки. Половину листа занимает пропись. Лист украшен всевозможными вариантами заставных буквиц, но предусмотрено и место для того, чтобы учащийся сам смог нарисовать красивую буквицу.

Уроки дополнены оригинальными азбучными стихотворениями Ларисы Дорофеевой на современные темы, ярко свидетельствующими о том, что язык нашей Церкви – живой.

Краткий курс «Основ церковнославянской грамоты» является продолжением курса «Церковнославянский имяслов». На первом этапе обучения учащиеся познакомились с именами славянских букв. Второй этап – изучение грамматики, овладение навыками чтения — длится одно учебное полугодие. В следующем учебном полугодии начинается изучение литургики, что является логическим продолжением курса церковнославянского языка. Дети осваивают конкретные богослужебные тексты. Рабочая тетрадь содержит основные правила, грамматические таблицы, примеры и упражнения. Отдельно предлагаются упражнения для самостоятельной работы.