Прощеное воскресенье

Слово настоятеля на чине прощения.

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, ко мне сегодня подошла одна прихожанка и спросила, почему, когда у нас просят прощения, мы отвечаем: «Бог простит». Это у многих вызывает смущение. Кажется, как будто ответ «Бог тебя простит» предполагает, что мы сами и не пытаемся каким-либо образом прощать. Мол, Бог прощает, а я тут в сторонке постою. Мы сейчас как раз будем просить друг у друга прощения, и нам важно понять, пережить и пропустить через себя этот ответ: Бог простит.

Бывают такие случаи, когда человек не хочет прощать и поэтому говорит, что Бог простит, но это не наш вариант. Мы должны это хорошо понимать. Когда мы говорим «Бог простит», мы предполагаем, что Бог внутри нас прощает того, на кого мы имеем обиду. Мы надеемся, что и нас Бог простит через того человека, у которого мы просим прощения. Своими силами мы можем многого достичь: мы можем забыть, успокоиться, сделать вид, что простили, но важно понимать, что по-настоящему простить, конечно, может только Бог. И главная наша цель заключается в том, чтобы позволить Ему прощать, чтобы действительно научиться прощать. Ведь оказывается, что Судья и Владыка на Страшном Суде прощает небезусловно. И это поразительно. Господь, сидящий на верховном Престоле, окружённый ангелами и апостолами, не может простить тех, кто не прощает. Как мы прощаем — так и нас Бог простит. Мы говорим «Бог простит», потому что мы очень-очень надеемся, что Бог даст нам это чудо прощения.

Некоторые люди не понимают, за что вообще просить прощения. Живём тихо, сильно никого, вроде бы, не обижаем… Но если бы мы знали, сколько боли и сложностей мы приносим окружающим, совершенно того не замечая, просто походя, своими словами, взглядами, поступками; может быть, даже сами того не желая, а может, просто не обращая на это внимания, — то нам бы стало жутко. Всего, что нам люди не высказывают, хватило бы на то, чтобы сгореть со стыда. А ведь огонь стыда — это и есть огонь адский. Никакой другой огонь нас не будет жечь перед Всевышним Владыкой на Страшном Суде.

Поэтому сейчас, когда мы собрались, чтобы попросить друг у друга прощения, важно, чтобы мы это пережили. 40 дней Поста аналогичны тем 40 дням, когда мы молимся за умерших. Сегодня мы надеемся, что мы умрём вместе со своими грехами и в течение 40 дней будем идти к Воскресению. Первое воскресение, которое мы будем праздновать в заключение 40-дневного пути — это воскрешение Лазаря, а потом будет и Воскресение Спасителя, и наше воскресение тоже. Так вот для того, чтобы этот путь (хотя бы 40-

дневный, а не 40-летний, как у евреев) прошёл плодотворно, чтобы всё то, что мы из нашей пустыни выносим, в течение 40 дней умерло, — нам надо захотеть полностью расстаться с грехами и обидами. Надо постараться забыть и простить всё, что было до этого, именно силой Божией. Простить Его прощением, посмотреть друг на друга Его глазами. Глазами Христовыми. Христос на нас всех смотрит как на одинаково любимых братьев и сестёр. Он смотрит на нас глазами Своего Небесного Отца, для Которого все одинаково дороги. Эти различия, которыми мы пользуемся в нашей греховной жизни: кто лучше, кто хуже, кто достойный, кто недостойный — они дают те самые трещины, которые в конце концов раздробляют нашу жизнь на всякие группки и секты.

И я, братья и сёстры, конечно, в первую очередь хотел бы у всех попросить прощения. Каждый год я обращаюсь к вам именно с этими словами. Каждому из нас есть за что иметь друг на друга нечто. Может и кажется, что нет, но тогда мы просто всего не знаем. Потому что грехи наши, даже совершённые втайне, отражаются на наших близких. Мы что-то сделали, о чём другие не знают, но это так или иначе на наших взаимоотношениях всё равно отразится. Все мы не без грехов, и я тоже не без грехов, и поэтому за те грехи, которые вы видите и которые не видите, за те, которые я вижу и которые не вижу, я прошу у всех вас прощения, ведь воистину каков поп, таков и приход.

Итак, дорогие мои. Благословите мя, отцы святии, братья и сёстры, и простите мя, елика согреших в сей день и во все дни живота моего.

Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови.

Благодатью Своею Господь Бог простит всех нас.

протоиерей Дионисий Крюков

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *