В росписи трапезной части Пущинского храма использованы сюжеты из иконы «Архангел Михаил в деяниях». Эту икону можно увидеть в иконостасе Архангельского Собора Московского Кремля. Во всех этих сюжетах главные персонажи — Ангелы Господни — исполнители воли Божией.
В центре композиции, под куполом — Архангел Михаил.
Явление Архангела Иисусу Навину
Лествица Иакова.
(Быт 28:11-22) А этот эпизод из жизни детей Исаака — близнецов Исава и Иакова. Исав был перворожденным, Иакову же очень хотелось получить первородство, а с ним и особое благословение, обещанное Богом Аврааму. За чечевичную похлебку Исав уступил свое первородство брату, но вскоре пожалел об этом. Спасаясь от возмездия брата, Иаков по совету матери отправился к своему дяде Лавану. В пути он остановился на ночлег, и во сне увидел лестницу, по которой Ангелы Божии нисходили на землю и восходили на небо. И на вершине чудесной лестницы Сам Господь повторяет Иакову обещание, данное некогда Аврааму «благословятся в тебе все племена земные», предрекая рождение Спасителя мира в потомстве Иакова. «Проснувшись, Иаков сказал: Страшно сие место! это — дом Божий, это — врата небесные». Лествица Иакова всегда трактовалась как прообраз Богоматери, соединившей небо и землю.
Борьба Иакова с Ангелом (Рождение Израиля)
Книга бытия (Быт 32:24-32) повествует, о том, как в другой раз боролся Некто с Иаковом до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, повредил Иакову сустав бедра. Иаков просит благословить его и получает новое имя: «…отныне имя тебе будет Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». В свою очередь Иаков спрашивает имя таинственного незнакомца и получает ответ: «на что ты спрашиваешь о имени Моем? Оно чудно».
«Некто борется с Иаковом, и этот Некто — Бог! Напряженная молитва Иакова описана как борьба с Богом, и борение это необычно: то Бог одолевает Иакова и повреждает ему бедро, то Иаков не отпускает Бога, пока не получит Его благословения. В знак признания его праведности ему дается новое имя — Израиль, что одновременно можно перевести и как «борющийся с Богом», и как «возлюбленный Божий». Израиль избран Богом с одной целью — в этом народе должны подготовиться условия для воплощения Бога». (свящ. Лев Шихляров)
Эти условия — сохранение истинной религии — веры в истинного Бога Творца Вселенной и исполнение Его заповедей. Как только Израиль уклонялся от этого пути, увлекался языческими верованиями окружавших его народом, забывал Заповеди Божии, тут же предавался в руки врагов. Возвращаясь же к Богу, народ вновь обретал благоволение. Можно сказать, что практически вся ветхозаветная история — это история отпадения Израиля от Бога и возвращения к Нему.
Три отрока в пещи Вавилонской. Даниил во рву.
Следующие два сюжета, о том, как еврейские юноши, находясь в плену Вавилонском, сохранились верность Истинному Богу, не переняли языческие обычаи, не поклонились языческим богам, за что были преданы казням, но чудесным образом были спасены. В 606 г. до Р.Х. вавилонский царь Навуходоносор завоевал Иерусалим и большинство иудеев увел в плен. В плену 15-летнего Даниила и других самых способных юношей, среди которых были его 3 друга (Анания, Мисаил и Азария) стали готовить к службе при царском дворе. Юношам дали языческие имена, но с принятием языческих имен, они не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но простую, растительную. Воспитатель согласился, с условием, что после десяти дней питания растительной пищей, он проверит их здоровье и самочувствие. В конце пробного периода эти юноши оказались здоровее других, питавшихся мясом с царского стола, и воспитатель им разрешил вкушать пищу по своему усмотрению. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках, и вавилонский царь нашел, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов. За отказ поклониться золотому идолу (Мардуку) по приказу царя Навуходоносора три юноши были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне.
При Дарии Мидийском Даниил занял важный правительственный пост. Завидуя Даниилу, языческие вельможи оклеветали его перед Дарием и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам. Но Бог сохранил своего пророка невредимым. Разобрав дело, Дарий повелел клеветников Даниила подвергнуть этой же казни, и львы моментально растерзали их.
Гостеприимство Авраама
В основу знаменитой Рублевской «Троицы» положен сюжет «Гостеприимство Авраама». Явление Бога в виде трех Ангелов ветхозаветному праведнику Аврааму описано в книге Бытия (Быт 18:21). Явившийся Господь пообещал Аврааму и его жене Сарре, что у них родится долгожданный сын. Сарра, находившаяся в преклонных годах, не поверила словам Ангелов и рассмеялась, но через год у неё действительно родился сын, и дали ему имя Исаак, что означает «смех».
Изведение семьи Лота. Разрушение Содома и Гоморры
Господь посетил праотца не только затем, чтобы порадовать его известием о скором рождении сына, но и поведать ему о том, что Он поразит погрязшие во грехе соседние города — Содом и Гоморру. В городе Содом жил племянник Авраама — Лот, и Авраам просит Бога: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым: может быть, найдется там 40 праведников? Бог отвечает: не сделаю того и ради 40». Авраам просит помиловать город ради 30, 20, и даже 10 праведников. Но в этих городах не оказалось и 10 праведников. И лишь семье праведного Лота позволено было покинуть эти города. «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь … и ниспроверг города сии… Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом». Случай с женой Лота — это урок всем нам, когда мы бежим от греха, не стоит оглядываться.
Ангел Господень заповедует Пахомию монашеский Устав
Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.
Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения святой доблестно отражал молитвой к Богу и терпением.
Постепенно к преподобному Пахомию стали собираться ученики. Всех их поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все монастырские работы: возделывал сад, беседовал с приходящими, просившими наставления, и служил больным. Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.
Чудо Архангела Михаила в Хонех
Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».
Воспоминание чуда в Хонех — Престольный праздник нашего храма, отмечается 19 сентября н.с. (6 сентября ст.с.)
Возмущение Ангелом воды в купели
Изведение Ангелом апостола Петра из темницы
Последний сюжет — из истории первой Христианской Церкви, описан в книге Деяний Апостольских. «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков, — и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский. И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место. По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался». (Деяния 12:1-19)