Страница в разработке, но Вы можете совершить виртуальную экскурсию на нашем старом сайте
Заходя в святые врата Пущинского храма, мы видим мозаичный образ Архангела Михаила в иконографии «Ангел Златые власы». Декоративные элементы из белого камня, выполненные в древнерусском стиле, повторяются во всем убранстве храма.
В 1988 г. в Пущино была зарегистрирована православная община и начато строительство храма. Богослужения велись сначала в деревянном домике, потом в здании, которое ныне именуется Домом общины. В нем находится воскресная школа, библиотека, трапезная, хоровой класс.
Храм строился 10 лет, и вот Пасхальное богослужение 2000 г. состоялось в только что построенном храме, а благоукрашение храма длится и по сей день.
Несмотря на то, что храм — новостройка, в его архитектурном облике прочитывается многовековая история христианства. При видимой цельности в здании храма можно ясно различить влияние трех различных архитектурных эпох. Главная часть — четверик с алтарной апсидой — имеет своим прообразом небольшой византийский храм. Средняя трапезная часть отсылает нас к теремному зодчеству допетровской эпохи. Колокольня же возведена в барочной традиции. Получился своеобразный наглядный экскурс в историю архитектуры. Эта идея преемственности разных культур православного храмового зодчества была изначально заложена архитектором Виктором Варламовым.
На фасаде храма — мозаичная икона «Архангел Михаил». Пущинская община создавалась в 90-е годы, когда после многих лет безбожия в нашей стране началось увлечение всевозможными духовными учениями и в том числе оккультными практиками, которые, как известно, основаны на общении с темными духами. Распространено было это увлечение и в Пущине, поэтому священноначалие благословило освятить строящийся храм в этом городе именно в честь Архангела Михаила — главного борца с темными духами в надежде исцелить горожан от этого пагубного увлечения.
В притворе начинается подготовка, настрой человека на то, зачем он пришел в храм — на общение с Богом. Поэтому, первое, на что устремляется наш взор — лик Спасителя на Убрусе — «Спас Нерукотворный».
Возведя очи, мы видим другой образ Спасителя «Великого Совета Ангел» или «Спас — благое молчание» — Христос до воплощения.
Итак, в притворе мы настраиваемся на общение с Богом. Каким оно должно быть? На западной стене притвора — два евангельских сюжета, научающих нас правильному поведению в храме: Притча о мытаре и фарисее и Лепта вдовицы.
Над входом в сам храм — Собор Архангела Михаила, и мы понимаем, что войдем в храм, посвященный Архангелу Михаилу. В притворе есть еще один интересный сюжет «Архангел Рафаил ведет Товию».
Часто можно слышать недоуменные вопросы — почему православные храмы столь богато украшены. Разве Богу нужно столько золота? Действительно, Бог вседоволен и вездесущ и в любом месте слышит нашу молитву. Однако, храм — это не только место для молитвенных собраний христиан, это еще и образ Горнего Иерусалима, Царства Божия, к которому мы стремимся.
В храме абсолютно все — архитектура, живопись, колокольный звон, облачение священника, театральность действа во время богослужения, сакральный церковнославянский язык, старинные распевы, благовонный фимиам — все призвано оторвать нас на время от обыденности, повседневной суеты и погрузить в иной, преображенный мир, сделать нас причастниками Божественного бытия. Храм в православном сознании мыслится как образ мира, микрокосмос, а космос — по-гречески значит «украшенный, устроенный».
Но помимо эстетической, возвышающей, облагораживающей функции, храмовые росписи выполняют и функцию учительную. Храмовая декорация (фрески, мозаики) образует стройную богословскую систему. Не случайно, икону называют «богословием в красках, Библией для неграмотных». Росписи Пущинского храма, как и любого другого, это тоже библейские страницы, которые мы прочитаем в ходе нашей экскурсии.
Первая часть Библии — Ветхий Завет, записанный пророками по откровению Божию, рассказывает о том, как Бог сотворил мир и человека. Первый человек был очень близок к Богу, он призван был вместе с Богом благоустраивать только что созданный мир. Но, к сожалению, человек поддался искушению от диавола, нарушил заповедь Божию — совершил первый грех. Этим человек разорвал связь с Богом, отпал от благодати Божией. Смерть и болезни вошли в мир. Но, как любящий Отец, Бог не оставил человека, а пообещал, что от Девы родится Сын Божий, который победит смерть и диавола и восстановит утраченную связь людей с Богом, откроет им врата потерянного Рая. Весь Ветхий Завет — это рассказ о том, как люди ждали прихода Спасителя, как пророки подготавливали людей к приходу Спасителя.
Главное пророчество заключалось в том, что Спаситель родится от Девы. В Пущинском храме киот, обрамляющий Казанскую икону замечателен тем, что он содержит резные изображения пророков. Каждый из них держит некий предмет, являющийся символическим прообразом Божией Матери.
Но вот, наконец, это радостное событие, о котором предсказывали пророки, произошло. Рождество Христово — рождение Бога на земле. С этого момента наступает эпоха Нового Завета — нового союза Бога с людьми.
Родившийся на земле Сын Божий Иисус Христос оставил после себя учеников — апостолов, которые распространили Его учение, составили 2-ю часть Библии — Священное Писание Нового Завета или Евангелие. Тема Евангелия (Благой вести) непременно присутствует и в настенной росписи и в иконостасе, к которому мы сейчас обратимся.
Иконостас отделяет собственно храм от алтаря. В алтаре совершается главное Таинство — хлеб и вино силою Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Спасителя, Которыми причащаются верующие во оставление грехов и в жизнь вечную. Росписи алтаря отражают тему Евхаристии, а также включают изображения трех святителей — составителей чинопоследования Литургии.
Алтарная преграда или иконостас обращен иконами к молящимся. Собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.
Пущинский иконостас изготовлен по проекту Виктора Варламова в мастерской Андрея Анисимова «Товарищество реставраторов». Древнерусские декоративные элементы из белого камня — реминисценция и Дмитриевского собора во Владимире, и белокаменного храма Покрова-на-Нерли.
Настенная роспись дублирует темы иконостаса, но здесь в это красочное изложение священной истории вовлекается все храмовое пространство.
Храмовая декорация начинает развиваться сверху, от купола. Подкупольное пространство осознается как небесная сфера — мир горний. Под куполом мы видим изображение Христа-Пантократора (Вседержителя), образ Бога Творящего и Спасающего, держащего мир в Своей руке. Вокруг Вседержителя — сияние славы. В круге славы — силы небесные: Архангелы, херувимы, серафимы, они предстоят пред Небесным Престолом, «поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф».
Весьма интересен сам по себе свод четверика Пущинского храма — крещатый со ступенчатыми распалубками. Такие перекрытия применялись на Руси в к. XVI — нач. XVII в.
Под барабаном крестообразно расположены изображения 4-х евангелистов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна, — 4 апостола разнесли на 4 стороны света благую весть о пришедшем в мир Спасителе.
Ниже на боковых панелях арок — различные типы иконографии Спасителя: «Спас Нерукотворный на Убрусе» (полотенце), «Спас Нерукотворный на чрепии» (черепице), «Спас Эммануил», «Христос Ветхий деньми».
Спуская свой взор на ступень ниже мы видим на арках еще четыре глубоко символичных , богословски насыщенных изображения: «Пресвятая Троица» — Предвечный Совет; «Не рыдай Мене, Мати»; «София — Премудрость Божия» и «Спас Недреманное Око.»
На лепестки сводов вынесены уже известные нам по праздничному ряду двунадесятые праздники, и добавлены еще два важнейших события — Чудесное воскрешение Лазаря Четверодневного и Распятие Господа Иисуса Христа.
Как в иконостасе, так и в храмовой росписи соблюдается принцип иерархичности. Опуская свой взор от событий из жизни Церкви Небесной, мы обращаемся к событиям из истории Церкви земной. На стенах изображены святые, как древние (40 мучеников севастийских; всенародно любимые святые целители — великомученик Пантелеймон и бессребреники Косма и Дамиан, святые воины-мученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Меркурий; преподобный Симеон Столпник) так и жившие не так давно (святые царственные мученики). Как стены держат своды храма, так и святые угодники своим подвигом держат Церковь, являются «столпами» Церкви, в духовной брани они стоят на страже Церкви.
На стенах у солеи — изображения святых, сыгравших первостепенную роль в распространении Церкви вселенской — равноапостольные цари Константин и Елена, и Церкви русской — равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.
В нашем храме главный иконостас невысокий, но полагающийся за праздничным деисусный ряд вынесен в настенную роспись трапезной части. В Деисисе (от греч. «деисис» — моление) по обе стороны от Спасителя расположены фигуры Богородицы и Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила, молящихся Ему за весь род человеческий. Богоматерь — первый человек Нового Завета, Иоанн Креститель — последний пророк Ветхого Завета. Ветхий и Новый Завет во Христе обретает полноту, единство, исполнение и воплощение. Фигура Богоматери ближе ко Христу, чем Ангелы, столь велико Её почитание в Православии — «Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим».
В многоярусных иконостасах присутствуют и следующие ряды, включающие иконы новозаветных и ветхозаветных праведников. В нашем храме иконы святых расположены в клеймах по всему периметру храма.
Итак, мы переместились в трапезную часть храма. Это название напоминает нам о последнем ужине Спасителя с учениками в Сионской горнице. Кроме того в древности в таких храмах после богослужения устраивались трапезы. В росписи трапезной части Пущинского храма использованы сюжеты из иконы «Архангел Михаил в деяниях». Эту икону можно увидеть в иконостасе Архангельского Собора Московского Кремля. Для росписи Пущинского храма были отобраны следующие сюжеты.
- Троица Ветхозаветная или Гостеприимство Авраама
- Лествица Иакова
- Борьба Иакова с Ангелом (Рождение Израиля)
- Явление Архангела Иисусу Навину
- Изведение Ангелом семьи Лота. Разрушение Содома и Гоморры.
- Пророк Даниил во рву львином
- Три отрока в пещи Вавилонской
- Явление Архангела пустыннику Пахомию
- Чудо Архистратига Михаила в Хонех Фригийских
- Возмущение Ангелом воды в купели
- Изведение апостола Петра из темницы
Во всех этих сюжетах главные персонажи — Ангелы Господни — исполнители воли Божией.
В центре — под куполом трапезной части конечно сам Архангел Михаил
Главная тема западной стены — «Страшный Суд«. Человек, уходя из храма, должен вспомнить о том, что земная жизнь — подготовка к вечности. В этой земной жизни мы выбираем свое будущее, где мы окажемся — одесную Бога или ошуюю. «Где обрящуся азъ» — написано на свитке одного из персонажей этой фрески.
Мы верим в Иисуса Христа «паки грядущего со славою судити живым и мертвым». Это произойдет в момент Второго пришествия, все мертвые воскреснут и предстанут на Суд Божий. Воскресение мертвых изображено над входной дверью: «Земля и вода отдает тела»
В центре композиции — Христос — Судия в окружении апостолов, которые вместе с ним будут судить мир. По правую руку от Судии — праведники, им уготовано Царство Божие; по левую руку — место, которое Бог по милосердию Своему создал для тех, кто категорически не хотел знать Его в отведенный ему на земле срок, кого не сможет Он насильно привлечь в Свое Царство.