Рабочая тетрадь для воскресных школ. Захарова Л.А.
Основная ступень. 6 класс (12-13 лет). 28 часов
Скачать образец рабочей тетради История Церкви (избранные уроки)
Учебно-тематический план
1. Книга Деяний. Обращение Савла.
2. Чудеса, совершенные Петром.
3. Начало крещения язычников. Апостольский Собор в Иерусалиме.
4. 1 Миссионерское путешествие Павла.
5. 2 Миссионерское путешествие Павла.
6. 3 Миссионерское путешествие Павла.
7. Павел в Риме.
8. Апостольские Послания. Соборные послание Иакова, Петра, Иоанна.
9. Послания апостола Павла. Павел о любви в 1Кор 13:1-7 О пастырских посланиях. Наставления мужам и женам.
10. Откровение Иоанна. «Се, стою у двери и стучу…» «Новое небо и новая земля».
11. Успение Божией Матери.
12. Всеобщее гонение на христиан. Нерон, Диоклетиан. Разрушение Иерусалима.
13. Прекращение гонений. Воздвижение Креста Господня. Константин Великий.
14. Новые враги христианства. Юлиан Отступник.
15. 1 Вселенский Собор. Святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский.
16. 2 Вселенский Собор. Григорий Богослов. Василий Великий.
17. Христианская Церковь в 4 веке. Иоанн Златоуст.
18. Церковь в 7 веке. Страдания от Хозроя. Магометане.
19. Иконоборчество. 7 Вселенский Собор. Иоанн Дамаскин.
20. Просвещение славян. Святые Кирилл и Мефодий.
21. Крещение Руси.
22. Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона.
23. Мученики в Орде. Михаил и Феодор Черниговские. Роман Рязанский.
24. Преподобный Андрей Рублев.
25. История иконы. Иконография Спасителя.
26. Рассказ о своем святом. Самостоятельная работа.
Пояснительная записка
К этому курсу подходят учащиеся в возрасте 12-13 лет. Это уже не младшие школьники, безоговорочно доверяющие всей информации от родителей и учителей, многое из узнаваемого они подвергают сомнению. Насколько правдиво все то, что написано в Евангелии? Лучшим доказательством истинности новозаветных событий является их продолжение во времени, не прекращающееся и по сей день. Как говорил мудрый учитель апостола Павла Гамалиил, «если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить» (Деян. 5:38,39). История распространения христианства явилась великолепным доказательством того, что «это предприятие было не от человеков, но от Самого Бога». Вот почему, на наш взгляд, необходимо продолжение новозаветной истории курсом церковной истории. И особенно необходимо именно в этом возрасте переоценки всего услышанного когда-то.
Первый урок этого курса мы посвящаем знакомству с книгой «Деяний Апостольских», говорим об ее авторе, о содержании. Надо сказать, что в конце предыдущего курса Новозаветной истории мы уже обращались к этой книге, когда читали о событиях Пятидесятницы, жизни первых христиан и первых гонениях от иудеев (мученичестве перводиакона Стефана). Курс этого года начинается с истории обращения Савла — будущего первоверховного апостола. В семь уроков, посвященных «деяниям апостольских» выбраны основные моменты: Апостольский Собор в Иерусалиме, Миссионерские путешествия Павла. Основная задача курса совпадает с главной целью самой книги Деяний — нарисовать картину, «как Церковь Христова, утвердившись среди иудеев в Палестине, согласно предсказанию Самого Господа, при упорном неверии главной массы иудейского народа, перешла потом в мир языческий и постепенно распространилась в Малой Азии и южной Европе».[1]
Апостольские послания конечно сложны для восприятия 12-13-летними школьниками, но совсем исключить их из курса мы посчитали невозможным. Один урок мы посвящаем самому понятию «послания апостольские» и соборным посланиям, и один урок — посланиям Павловым. Рабочие Листы этих двух уроков представляют собой оформленные в виде свитков бланки с пустыми строчками и ссылками на отрывок, который мы предлагаем законспектировать.
Важно, чтобы эти цитаты были небольшие, но запоминающиеся.
Из посланий Иоанна — цитаты о том, что «Бог есть любовь»:
- 1Ин 4:9 «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него»
- 1Ин 4:16 «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
- 1Ин 4:20 «… не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»
Из посланий Иакова:
- о терпеливом перенесении искушений (Иак 1:12),
- о подтверждении веры делами (Иак 2:14-24),
- о необходимости молиться всегда (Иак 5:13).
Из посланий Петра — призыв христиан к святости на том основании, что они «искуплены драгоценною Кровию Христа, как непорочного Агнца» (1 Пет 1:19)
Из посланий Павла помимо непременных цитат о любви, мы посчитали необходимым дать юношеству наставления в благочестии от самого апостола, тем более что наши пожелания воспитанникам полностью совпадают с апостольскими. Мы, также как и апостол, желаем, чтобы наши юноши «произносили молитвы, воздевая чистые руки без гнева и сомнения»; а наши девицы «в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию». (1Тим 2:8-10)
Апостольскими посланиями заканчивается непосредственное знакомство со Священным Писанием, дальнейшие уроки истории христианства позволят учащимся прикоснуться к богатейшей сокровищнице Церковного Предания. Это опять же актуально в наше нелегкое время, когда многочисленные протестантские конфессии, провозглашая принцип «Только Писание» и неизбежно создавая при этом свое предание, обвиняют православных в отрыве от Библии.
На наш взгляд, подросткам следует быть готовым к тому, что какой-нибудь проповедник пожелает посеять сомнение в их юных душах заявлением о том, что, допустим, сведений об успении Божьей Матери в Библии нет. Этот вопрос не смутит их, если они будут знать, что жизнь Церкви, основанной Господом нашим Иисусом Христом, не ограничена рамками Библии, хотя, несомненно, продолжается строго в духе Священного Писания и отсекает от себя все, несоответствующее этому духу. Понятия «Писание» и «Предание» уже рассматривались в начале курса Нового Завета, и учащиеся знают, что основания для двунадесятых богородичных праздников Церковь находит в Священном Предании. Курс Церковной истории расширяет знакомство с Преданием. Несколько уроков посвящено истории гонений, жития святых мучеников — тоже часть Церковного Предания.
Следующий большой пласт Предания — история Вселенских Соборов. Мы посчитали бессмысленным давать 12-13-летним детям для запоминания даты Соборов и догматические вопросы, обсуждаемые на них. Мы обозначаем общую причину созыва Соборов — появление у Церкви внутренних врагов — еретиков, сменивших врагов внешних — язычников. А разговор о каждом конкретном Соборе решили связать с наиболее яркой личностью участника Собора. I Вселенский Собор — это знакомство со святителями Николаем Мирликийским и Спиридоном Тримифунтским; II Вселенский Собор — Григорием Богословом и Василием Великим, VII Вселенский Собор — Иоанном Дамаскиным. Рабочие Листы этих уроков представляют собой краткие конспекты жития этих основоположников христианского вероучения, поделенные на абзацы. Учащимся предлагается озаглавить каждый абзац и таким образом выделить основные моменты жизни святого.
Пять уроков посвящены истории Русской Церкви. Неотъемлемыми являются темы «Просвещение славян святыми Кириллом и Мефодием», «Крещение Руси». Помимо них нами включены в курс: одна тема, знакомящая старшеклассником с памятником древнерусской письменности — «Словом о Законе и благодати митрополита Илариона», одна тема, посвященная иконописи Андрея Рублева и одна тема, посвященная нашим соотечественникам, пострадавшим за веру в Орде. Последний урок Церковной истории посвящен христианскому искусству — истории иконы.
В завершении курса мы предлагаем учащимся написать рассказ о своем святом покровителе, обратить внимание на то, в какой момент церковной истории он совершал свое христианское житие, каким именно опытом Богообщения он пополнил сокровищницу жизни Церкви в Духе Святом.
[1] Милеант Александр епископ. Исследуйте Писания с.261