Архангел Михаил в деяниях

Архангел Михаил

Архангел Михаил

В росписи трапезной части Пущинского храма использованы сюжеты из иконы «Архангел Михаил в деяниях». Эту икону можно увидеть в иконостасе Архангельского Собора Московского Кремля. Во всех этих сюжетах главные персонажи — Ангелы Господни — исполнители воли Божией.  

В центре композиции, под куполом — Архангел Михаил.


Явление Архангела Иисусу Навину

Явление Архангела Иисусу Навину

Явление Архангела Иисусу Навину

Как только Израиль уклонялся от своего пути, увлекался языческими верованиями окружавших его народов, забывал Заповеди Божии, тут же предавался в руки врагов. Возвращаясь же к Богу, народ вновь обретал Его благоволение. Можно сказать, что практически вся ветхозаветная история — это история отпадения Израиля от Бога и возвращения к Нему. В частности, эпизод взятия Иерихона при входе в землю обетованную, который изображен на следующей фреске Пущинского храма. В этот решающий для еврейского народа момент его вождю — Иисусу Навину является Архистратиг Михаил, «вождь воинства Господня», как именует он себя сам. Архистратиг открывает Иисусу Навину волю Божию, как взять неприступный Иерихон — обходить вокруг Иерихонских стен с Ковчегом Завета шесть дней, а на седьмой — по сигналу трубы всему народу громко закричать, и падут стены Иерихонские. (Кн. Иисуса Навина 5:13-16)

Лествица Иакова.

Лествица Иакова. Рождение Израиля

Лествица Иакова. Рождение Израиля

(Быт 28:11-22) А этот эпизод из жизни детей Исаака — близнецов Исава и Иакова. Исав был перворожденным, Иакову же очень хотелось получить первородство, а с ним и особое благословение, обещанное Богом Аврааму. За чечевичную похлебку Исав уступил свое первородство брату, но вскоре пожалел об этом. Спасаясь от возмездия брата, Иаков по совету матери отправился к своему дяде Лавану. В пути он остановился на ночлег, и во сне увидел лестницу, по которой Ангелы Божии нисходили на землю и восходили на небо. И на вершине чудесной лестницы Сам Господь повторяет Иакову обещание, данное некогда Аврааму «благословятся в тебе все племена земные», предрекая рождение Спасителя мира в потомстве Иакова. «Проснувшись, Иаков сказал: Страшно сие место! это — дом Божий, это — врата небесные». Лествица Иакова всегда трактовалась как прообраз Богоматери, соединившей небо и землю.

Борьба Иакова с Ангелом (Рождение Израиля)

Книга бытия (Быт 32:24-32) повествует, о том, как в другой раз боролся Некто с Иаковом до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, повредил Иакову сустав бедра. Иаков просит благословить его и получает новое имя: «…отныне имя тебе будет Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». В свою очередь Иаков спрашивает имя таинственного незнакомца и получает ответ: «на что ты спрашиваешь о имени Моем? Оно чудно».

«Некто борется с Иаковом, и этот Некто — Бог! Напряженная молитва Иакова описана как борьба с Богом, и борение это необычно: то Бог одолевает Иакова и повреждает ему бедро, то Иаков не отпускает Бога, пока не получит Его благословения. В знак признания его праведности ему дается новое имя — Израиль, что одновременно можно перевести и как «борющийся с Богом», и как «возлюбленный Божий». Израиль избран Богом с одной целью — в этом народе должны подготовиться условия для воплощения Бога». (свящ. Лев Шихляров)

Эти условия — сохранение истинной религии — веры в истинного Бога Творца Вселенной и исполнение Его заповедей. Как только Израиль уклонялся от этого пути, увлекался языческими верованиями окружавших его народом, забывал Заповеди Божии, тут же предавался в руки врагов. Возвращаясь же к Богу, народ вновь обретал благоволение. Можно сказать, что практически вся ветхозаветная история — это история отпадения Израиля от Бога и возвращения к Нему.


 Три отрока в пещи Вавилонской. Даниил во рву.


Три отрока в пещи Вавилонской

Три отрока в пещи Вавилонской

Следующие два сюжета, о том, как еврейские юноши, находясь в плену Вавилонском, сохранились верность Истинному Богу, не переняли языческие обычаи, не поклонились языческим богам, за что были преданы казням, но чудесным образом были спасены. В 606 г. до Р.Х. вавилонский царь Навуходоносор завоевал Иерусалим и большинство иудеев увел в плен. В плену 15-летнего Даниила и других самых способных юношей, среди которых были его 3 друга  (Анания, Мисаил и Азария) стали готовить к службе при царском дворе. Юношам дали языческие имена, но с принятием языческих имен, они не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но простую, растительную. Воспитатель согласился, с условием, что после десяти дней питания растительной пищей, он проверит их здоровье и самочувствие. В конце пробного периода эти юноши оказались здоровее других, питавшихся мясом с царского стола, и воспитатель им разрешил вкушать пищу по своему усмотрению. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках, и вавилонский царь нашел, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов. За отказ поклониться золотому идолу (Мардуку) по приказу царя Навуходоносора три юноши были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне.

Даниил во рву со львами

Даниил во рву со львами

При Дарии Мидийском Даниил занял важный правительственный пост. Завидуя Даниилу, языческие вельможи оклеветали его перед Дарием и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам. Но Бог сохранил своего пророка невредимым. Разобрав дело, Дарий повелел клеветников Даниила подвергнуть этой же казни, и львы моментально растерзали их.


Гостеприимство Авраама

Гостеприимство Авраама

Гостеприимство Авраама

В основу знаменитой Рублевской «Троицы» положен сюжет «Гостеприимство Авраама». Явление Бога в виде трех Ангелов ветхозаветному праведнику Аврааму описано в книге Бытия (Быт 18:21). Явившийся Господь пообещал Аврааму и его жене Сарре, что у них родится долгожданный сын. Сарра, находившаяся в преклонных годах, не поверила словам Ангелов и рассмеялась, но через год  у неё действительно родился сын, и дали ему имя Исаак, что означает «смех».  


Изведение семьи Лота. Разрушение Содома и Гоморры

Изведение Лота из Содома

Изведение Лота из Содома

Господь посетил праотца не только затем, чтобы порадовать его известием о скором рождении сына, но и поведать ему о том, что Он поразит погрязшие во грехе соседние города — Содом и Гоморру. В городе Содом жил племянник Авраама — Лот, и Авраам просит Бога: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым: может быть, найдется там 40 праведников? Бог отвечает: не сделаю того и ради 40». Авраам просит помиловать город ради 30, 20, и даже 10 праведников. Но в этих городах не оказалось и 10 праведников. И лишь семье праведного Лота позволено было покинуть эти города. «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь … и ниспроверг города сии… Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом». Случай с женой Лота — это урок всем нам, когда мы бежим от греха, не стоит оглядываться.


Ангел Господень заповедует Пахомию монашеский Устав

Явление Ангела пустыннику Пахомию

Явление Ангела пустыннику Пахомию

Преподобный Пахомий Великий, наряду с Антонием Великим является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде (Верхний Египет) от родителей язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 г.). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял святое Крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.

Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.

Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения святой доблестно отражал молитвой к Богу и терпением.

Постепенно к преподобному Пахомию стали собираться ученики. Всех их поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все монастырские работы: возделывал сад, беседовал с приходящими, просившими наставления, и служил больным. Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.


Чудо Архангела Михаила в Хонех

Чудо Архангела Михаила в Хонех

Чудо Архангела Михаила в Хонех

Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».

Воспоминание чуда в Хонех — Престольный праздник нашего храма, отмечается 19 сентября н.с. (6 сентября ст.с.)


Возмущение Ангелом воды в купели

Ангел возмущает воду в купели

Ангел возмущает воду в купели

Христос во время своего земного служения проходил мимо Иерусалимской купальни. Возле неё «лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; … Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел». (Ин 5:1-9) 

Изведение Ангелом апостола Петра из темницы

Изведение ап. Петра из темницы

Изведение ап. Петра из темницы

Последний сюжет — из истории первой Христианской Церкви, описан в книге Деяний Апостольских. «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков, — и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский. И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место. По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался». (Деяния 12:1-19)