Притвор

Росписи в притворе выполнены иконописцем Александром Соколовым. 5 мая 2012 г. накануне Великого освящения храма иконописцем Александром Соколовым в притворе была сделана памятная надпись. Прочитав надпись, можно узнать, в каком году, при каких патриархах, правящих архиереях и настоятелях было начато и завершено строительство храма, а также имена архитектора и главного ктитора.

Историческая надпись в притворе Пущинского храма

Историческая надпись в притворе Пущинского храма

Спас Нерукотворный.jpg

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный — т.е. не сотворенный руками человеческими. Сам Спаситель дал это изображение. Умывшись, Он отер пречистый лик Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце (убрусе) для Эдесского царя Авгаря, больного проказой. Царь, помолившись перед этим нерукотворенным образом Спасителя, исцелился от проказы.

Великого Совета Ангел.jpg

Великого Совета Ангел

«Иисус Христос, Который есть Предвечное Слово Божие, ипостась Троицы Живоначальной, — в образе Ангела Великого Совета (Ис 9:6), истинного Посланника — до Своего прихода к людям, до Воплощения.» Изображение близко к иконографическому типу «Спас Благое молчание».

Собор Архангелов.jpg

Собор Архангелов

Собор Архангелов. Священное Предание доносит до нас историю о том, что прежде видимого мира, Бог сотворил мир невидимый, ангельский. Но один Ангел Люцифер, что значит «Светоносный», возгордился и пожелал стать равным Богу. Он восстал против Творца и увлек за собой часть ангелов. Тогда один из Архангелов — Михаил, чье имя означает «Кто как Бог?», т.е. «Кто может быть равен Богу?» возглавил Ангельское воинство против падших духов и изгнал Люцифера — главного богоотступника. С тех пор Люцифер именуется Сатаной (что значит «противящийся») или Диаволом («клеветником»), падшие духи — «бесами», а Архангел Михаил почитается как главный борец с силами зла. Почитание святых Ангелов уходит своими корнями в ветхозаветную Церковь. Пророк Моисей, получивший от Бога Нравственный Закон — знаменитые 10 Заповедей, принял от Него и повеление поставить во Святая Святых первого походного храма — скинии золотые изображения Херувимов (Исх 37:7-9).

В новозаветные времена празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных было установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе, который отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
В сотворенном Богом мире всё имеет свой порядок. В мире духов бестелесных также существует своя иерархия. Впервые о чинах Ангельских поведал апостол Павел своему ученику, которого он из язычников обратил ко Христу во время проповеди в Ареопаге (верховном суде) Афин. Имя этого ученика — Дионисий Ареопагит, всё слышанное от Павла он изложил в сочинении «О Небесной иерархии».
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Ангел — значит вестник, посланник. Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил, низринувший с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами.

Хотя число Ангелов безмерно, но Архангелов только семь. Подобно семи светильникам перед престолом Всевышнего, семь Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил.
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил — крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан 8:16; Лк 1:26); Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов 3:16; Тов 12:15); Уриил — огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд 5:20); Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд 5:16); Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил — возвышение к Богу (3 Езд 4:36). С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательство за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях.

Ангелы Божии, как чистый духовный свет, устраняются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Как в мире видимом лучи солнца при всем своем блеске и сиянии не проникают сквозь грубейшие тела, так и в невидимом — Ангелы, заимствующие свой свет от Предвечного Источника Света, являются лишь чистым душам. Они приближаются к нам по мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, когда мы удаляемся от Бога. Они не могут действовать там, где начинается темная область, ибо «что общего у света с тьмою?» (2 Кор 6:14).
Человек, как и ангелы, обладает разумом и волей. По примеру Ангелов и мы можем углубляться, по мере сил наших, в тайны Божественного мироздания и мироправления. Мы имеем все возможности для достижения совершенства. Если человек направляет свою волю к добру, всей своей жизнью служит Богу и людям, то уже в этой жизни он становится ангелоподобным. (По изданию «Минея. месяц ноябрь»)

Никопея.jpg

Икона Богородицы Никопея

Икона Богородицы «Никопея». НИКОПЕЯ (греч. — победоносная) — особый иконографический тип изображения Богородицы, держащей Младенца прямо перед собой. В Константинополе особым почитанием пользовался образ Богородицы Никопеи, держащей обеими руками, подобно щиту, медальон с изображением Младенца Христа. Этот образ впервые встречается на печатях имп. Маврикия (582-602), которого, по преданию, икона сопровождала в войнах. (С императором Маврикием связывают также установление праздника Успения Богородицы). На Руси Никопеей называли также икону Богоматери, близкую по иконографии типу Знамение с Младенцем Эммануилом в круглом медальоне. В послеиконоборческий период получил распространение тип Божией Матери Никопеи с Младенцем, изображенным не в медальоне. Своё название Никопея (победоносная) икона получила от того, что в Византии у этого образа просили заступничества перед битвами императорские войска. Икона считалась защитницей императорского дома, покровительницей государственного устройства и вообще всякого иерархического становления.

Притча о мытаре и фарисее.jpg

Притча о мытаре и фарисее

Притча о мытаре и фарисее. (Лк 18:10-14) Эту притчу рассказал Христос Своим ученикам в назидание, какой должна быть молитва. Фарисей, молился Богу, перечисляя свои достоинства, выставляя свою праведность на фоне неправедности стоявшего рядом мытаря. Мытарь же, презренный своими соплеменниками сборщик налогов в пользу оккупационной римской власти, не смея поднять глаз к небу, ударял себя в грудь, повторяя «Боже, будь милостив ко мне грешнику!» Заканчивая притчу, Христос сказал, что «мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Этот сюжет настраивает нас на то, что мы должны молиться с сокрушением о своих грехах, а не хвалясь собой и осуждая других.

Лепта вдовицы.jpg

Лепта вдовицы

Лепта вдовицы. «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое». (Мк 12:40-44) Изображение Пущинского храма и окружающего леса делает этот евангельский сюжет особенно близким Пущинским прихожанам, создавая ощущение, что Евангельское учение — вне времени и вне места.

Архангел Рафаил и Товия.jpg

Архангел Рафаил и Товия

Архангел Рафаил и Товия. Этот ветхозаветный сюжет взят из книги «Товит». Во дни Ассирийского царя Енемессара, когда многие израильтяне отпали от Единого Бога и приносили жертвы Ваалу, праведный Товит помнил Бога и не отступал от Божиих установлений. Вместе с семьей он был уведен в плен в Ниневию, но даже, живя среди язычников, израильтянин соблюдал все заповеди Божии и помогал ближним. Случилось, что Товит лишился имущества, и к тому же ослеп. Тогда он посылает сына Товию к человеку по имени Гаваил, которому дал на сохранение серебро. Попутчиком отроку вызвался стать некий благородный юноша. Путники подошли к реке Тигр, и когда Товия решил искупаться, на него напала большая рыба. Попутчик посоветовал Товии поймать рыбу и забрать её внутренности. Далее путники остановились на ночлег у родственника Товита Рагуила. Дочь Рагуила Сарра не могла выйти замуж, поскольку семь её женихов погубил злой дух Асмодей. По совету своего спутника Товия воскурил внутренности рыбы, и демон был изгнан из дома Рагуила этим курением. Рагуил отдал дочь замуж за Товию. Получив деньги с Гаваила, Товия и Сарра в сопровождении доброго юноши возвратились в Ниневию, где опять же по совету спутника Товия исцелил глазную болезнь отца желчью рыбы. Когда Товит хотел отблагодарить доброго спутника своего сына, юноша открылся им и сказал: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго. … я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек». (Товит 12:15-22). Верующие обращаются к Архангелу Рафаилу, чье имя означает «врачевание Божие» с молитвой как покровителю путешественников и как помогающему во врачебном искусстве.

Ангел с письменами.jpg

Ангел с письменами

Ангелы, записывающие имена людей, входящих в храм и исходящих из него, традиционно изображались на западной стене или в притворе.  Этот сюжет символизирует то, что о людях, которые приходят в храм и молитвенно переживают всё Богослужение от начала до конца, остаётся запись в ангельской книге посещений.