Арки

Святая Троица

Святая Троица

Предвечный Совет о судьбах только сотворенного, но уже падшего человечества, на этом Совете решено, что одна из ипостасей Святой Троицы воплотится, то есть примет на себя падшую человеческую плоть, пострадает ею на Кресте, затем воскреснет в плоти преображенной и вознесет эту плоть одесную Бога, таким образом восстановит утраченную связь человека с Богом. Поэтому тему Страданий, Распятия мы видим напротив в иконе «Не рыдай Мене, Мати».

Не рыдай Мене Мати

Не рыдай Мене Мати

Христос во гробе, оплакиваемый Богоматерью. Название взято из ирмоса девятой песни канона Велико Субботы: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия».
София Премудрость Божия

София Премудрость Божия

Вторую ипостась Святой Троицы — Сына Божия мы видим и на иконе «София — Премудрость Божия». В псалме сказано: «вся премудростию сотворил еси». Бог устроил этот мир премудро. Христос — воплощенная Премудрость Божия (1 Кор 1:30). На престоле в окружении божественной славы восседает огневидный Ангел, одетый в царские одежды. Образ восходит к пророчеству Исайи об ангеле Великого Совета (Ис 9:6) и пламенному ангелу в Откровении (Откр 10:1). Христос — Ангел Великого Совета, Он же — Судия, Вседержитель Церкви и Вселенной. Богородицу, которую мы видим на этой иконе стоящей справа от Христа, величают «Домом Божественной Премудрости».

Спас Недреманое око

Спас Недреманное Око

Символический тип изображения Христа, сложившийся на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, в которых Христос сравнивается со львом Быт 46:9, Откр 5:5. Средневековое естествознание приписывало льву ряд фантастических свойств (оживление львят львицей на третий день после рождения, сон с открытыми глазами и др.), которые в свою очередь получали сложное символическое истолкование — в них видели прообраз смерти и Воскресения Христа. В частности, сон с открытыми глазами — это смерть человека, не могущая никак отразиться на Боге («плотию уснул, яко мертв, а не Божеством»- Азбуковник XVII в.). Все эти представления находят отражение в иконе, где представлены юный Христос на ложе, склонившаяся над ним Богоматерь и ангелы с орудиями страстей (орудия страстей раскрывают истинный смысл сна, в котором пребывает Христос — это сон смерти).

Окончательно иконография сформировалась на основе «Акафиста Пресвятой Богородице» на слова: «Спаси хотя мир», а также на основе легенд и апокрифов, вошедших в состав «Палеи» .
Одно из наиболее подробных толкований сюжета содержится рукописи ХVI века «О недреманном оке Спасове»: «Божественный апостол Павел глаголет, отчасти свидетельствует и отчасти пророчествует от божественных писаний и от старческих бесед и свидетельствует в Палее книге: львица рожает льва, а лежит лев три дни и три нощи нездрема Божеством и сниде в преисподнию страны земли и скрушил верея вечные и воскресе тридневно и начала царствования надо всеми. Лев спит единым оком, другим зрит, тако и Христос поспа во гробе плотию и вся виде божеством. А то ангел господень преобразует смерть господнюю и держит крест и губу».
Предвечный Младенец, Эммануил провидит свою грядущую крестную муку и воскресение.

Образ недремлющего Христа-Льва имеет и более конкретное значение — постоянной заботы Бога о человеке. «Не дремлет и не спит Хранящий Израиля» Пс 120:2-4
Описанный сюжет появляется в византийском и древнерусском искусстве на рубеже XIV — XV вв.

(Источники: Гладышева Е., Нерсесян Л.Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству.
Палея — памятник древнерусской литературы византийского происхождения, излагающий ветхозаветную историю с дополнением апокрифических рассказов)