Ветхий Завет

Рабочая тетрадь для воскресных школ. Захарова Л.А.

Начальная ступень. 3 класс (9-10 лет) 28 часов

Ветхий Завет. Захарова Л.А. УМК Вертоград

Ветхий Завет. Захарова Л.А.

Скачать образец рабочей тетради «Ветхий Завет» (избранные уроки)

Учебно-тематический план

Урок 1. Введение в библейскую историю. Бог есть любовь.
Урок 2. Сотворение мира невидимого — ангельского.
Урок 3. Сотворение мира видимого. Сотворение человека. Жизнь первых людей в раю.
Урок 4. Грехопадение. Последствия грехопадения и обетование Спасителя. Каин и Авель.
Урок 5. Потоп. Ноев ковчег. Столпотворение Вавилонское. Появление идолопоклонства.
Урок 6. Авраам. Гибель Содома и Гоморры.
Урок 7. Авраам и Исаак.
Урок 8. Исав и Иаков. Видение Иаковом таинственной лестницы.
Урок 9. 12 сыновей Иакова. Иосиф. Продажа Иосифа в Египет.
Урок 10. Многострадальный Иов.
Урок 11. Моисей. Рождение и призвание. Видение Неопалимой купины.
Урок 12. 10 казней Египетских. Исход евреев из Египта. Ветхозаветная Пасха.
Урок 13. Переход евреев через Чермное море. Чудеса при переходе из Египта в землю обетованную.
Урок 14. Синайское законодательство.
Урок 15. Заповеди любви к Богу
Урок 16. Заповеди любви к ближнему
Урок 17. Устройство скинии
Урок 18. 40-летнее странствование евреев по пустыни. Медный змий.
Урок 19. Вступление в землю обетованную. Разделение между 12 коленами
Урок 20. Судьи. Самсон. Пророк Самуил и царь Саул.
Урок 21. Царь Давид. Победа над Голиафом.
Урок 22. Царь Давид — псалмопевец.
Урок 23. Царь Соломон.
Урок 24. Разделение Еврейского Царства. Пророки. Пророк Исаия.
Урок 25. Пророк Илия.
Урок 26. Пророк Иона.
Урок 27. Вавилонский плен. Три отрока — в печи вавилонской.
Урок 28. Пророк Даниил. Даниил во рве львином

Пояснительная записка

Учебно-методический комплект «Ветхий Завет» представляет собой обычный курс ветхозаветной истории. Этот курс рассчитан на детей 9-10 лет.

Целью курса является:

  • изложение православной концепции появления мира,
  • назначения человека, вытекающего из замысла Творца,
  • искажения этого назначения в самом начале существования Вселенной,
  • истории ветхозаветного человечества как истории ожидания Спасителя.

Здесь мы впервые подробно разбираем дни творения, излагая на простейшем уровне принятую современными богословами интерпретацию библейского Шестоднева. Бог по избытку любви сотворил из ничего материальный мир. Окружающий нас мир так гармоничен потому, что устроен по замыслу Существа еще более гармоничного и совершенного, каким является Бог. Важно, чтобы в сознании ребенка не возникло острых противоречий между «наукой» и «религией». Для этого, во-первых, «следует объяснить ребенку, что сфера науки — это изучение того, как произошло событие, а сфера религиозного знания — это понимание события».[1]  А во-вторых, показать, что в основу мироздания Богом были заложены Законы, вполне описываемые наукой.

Земля в начале была «безвидна и пуста» и благоукрашалась постепенно, от простого к сложному в течение шести творческих периодов. К участию в этом благоукрашении был призван и созданный по воле Бога и по Его образу человек. Но первозданный человек не смог противостоять закравшемуся в творение злу, чем нарушил Божественный замысел и обрек себя на рабство греху и смерти. Единственной надеждой оставалось ожидание обещанного Спасителя. И это ожидание мы наблюдаем в истории Израиля. По сути, история израильского народа есть не что иное, как действие Промысла Божия в этом народе, избранном Творцом для восстановления союза со всем человечеством. В нашем многонациональном обществе важно правильно объяснить детям понятие богоизбранности одного народа, показать, что единственной его заслугой была верность Истинному Богу — Создателю Вселенной. В этом было его единственное преимущество перед окружавшими его народами-язычниками. Разговор о появлении идолопоклонства дает возможность ответить на вопрос, который часто задают дети:  «Почему в мире так много разных религий?». Детям этого возраста не рекомендуется пересказывать особо кровавые события ветхозаветной истории, тем не менее, невозможно избежать рассказов о Потопе, о Содоме и Гоморре и других наказаниях Божиих. Важно объяснить детям, что «наказание» Божие не есть возмездие более сильного за неповиновение более слабых, а «наказание» есть родительский наказ, научение. Наказание Божие также следует понимать как лечение, а в тех случаях, когда болезнь зашла чересчур далеко, врач вынужден применить хирургическое вмешательство, иногда необходимо удалить поврежденный орган, чтобы спасти весь организм. Именно таким образом мы объясняем детям, почему так строг был Отец Небесный к окружавшим Израиль народам — идолопоклонникам. История самого израильского народа показывает, что народ благоденствовал, когда был послушен Богу и посылаемым Им вождям, и Израиль попадал в руки врагов, как только забывал о Боге.

Нам кажется уместным поставить курс «Ветхого Завета» именно в этом возрасте. Дети уже не настолько малы, чтобы непривычные еврейские имена и названия вызывали трудности, и в то же время они находятся еще на стадии установления элементарных взаимоотношений с одноклассниками.  Как первобытное человечество необходимо было научить простейшим правилам взаимоотношений посредством 10 Заповедей, так и ребенку вначале необходимо показать, «что такое хорошо и что такое плохо», обозначив элементарные нормы поведения — «не убий, не укради», но задать при этом перспективу роста до христианской нравственности — «любите врагов ваших» (Мф 5:44).

Высокие нравственные качества ветхозаветных праведников, безусловно, являются ориентиром для младшего школьника. Кротость Авеля, доверие Богу Ноя, вера и долготерпение Авраама, его готовность пожертвовать Богу самым дорогим, сильнейшее желание Иакова обладать благословением Божиим, прощение своих недостойных братьев Иосифом, мужественное перенесение любых тягот и благодарение Бога в любых испытаниях многострадального Иова, любовь Моисея к своему народу, храбрость Иисуса Навина, сила Сампсона, заключающаяся в его завете с Богом, покаяние Давида и воспевание им величия Творца, мудрость Соломона, строгое соблюдение отцовской веры Даниилом и тремя отроками — все это является прекрасным педагогическим материалом.

Эти образы конечно еще далеки до идеала, явленного нам в Новом Завете, но преподавая этот курс, мы памятуем о том, что, по слову апостола «закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал 3:24) и, погружаясь на уроках в историю ветхозаветного человечества, вместе с ним движемся к Тому, кто был главным предметом его чаяний.

[1] Куломзина С. Наша Церковь и наши дети.  с.171