Проповедь на чтение 12 Евангелий

 

Дорогие братья и сестры.
Мы с вами постояли около Креста, надеюсь, что пережили, пропустили через свою душу эти скорбные, но важные отрывки. Первый отрывок, который так долго мы читали, из Евангелия от Иоанна, он очень глубокий и очень содержательный именно с вероучительной точки зрения, который с трудом вмещается в наше сознание, потому что там понятно, что наша обычная человеческая греховная логика никак не вмещается в границы Божьего пути, по которому Господь хотел бы, чтобы мы пошли. Удивительно, что накануне своих страданий Он прекрасно понимает то, что Ему простоит сейчас, что буквально, через несколько часов после того, как Он это все сказал, Он пойдет молится с кровавым потом… Какое высокое напряжение Он переживал, что даже пот Его был смешан с кровью! Но тем не менее, понимая, что Ему предстоит, Он накануне говорит Своим ученикам о радости, любви, о том, что страха не должно быть, о том, что Он идет туда, куда никто не может прийти, но Он придет с Отцом Своим к тому, кто будет с Ним, и там Они сотворят обители, и там Они будут жить, и вечерять… То есть Господь утешает Своих учеников, которые даже не понимают, что их утешают. Они, как сказано в Евангелии, «слишком напились» на Тайной Вечери, до такой степени не осознают того, что должно случится дальше. Но вот это дальнейшее переживание очень стремительно разворачивается, страшно разворачивается, потому что Христа не просто несправедливо распинают, Его еще до этого страшно очень терзают… Удары, оплевания, позор, издевательство, ну и сама смерть, кроме которой страшнее быть не может. Вот гильотина – это наоборот, что-то очень милостивое по сравнению с крестной смертью. Господь восходит на крест. Особенно, я надеюсь, вы прочувствовали этот момент, когда на кресте рядом с Ним Ему сочувствует разбойник. И служба это особенно выделяет, песнопения про него поются, про разбойника благоразумного. Страшный разбойник, убийца и грабитель вдруг в последний момент, будучи сам в страшном положении, — он так же умирает, ему так же тяжело, ему так же нестерпимо, ему и дышать хочется, руки-ноги болят, и мучения искорёживают все тело, — но он тем не менее защищает Спасителя. Защищает, хотя понимает, что его защита ну – «ничего».. Получается, что в этот момент, единственный, кто реально проявил свою защиту и сочувствие, это страшный преступник. И вот он говорит, что он висит здесь за дела за свои, что он справедливо страдает, а вот этот Праведник никакого греха не сотворил. И дальше он говорит эти чудесные слова: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Ответ был еще более чудесен – «Ныне будешь со мной в Раю». Это какой-то очень глубокий момент, что Христос обращается к Отцу Своему ради окружающих, говорит — «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят». Вообще мы должны это все время держать как-то в своем сознании, что наш Бог, Бог, в которого мы верим, которого пытаемся любить, наш Бог — Бог терпеливый, Бог деликатный, Бог прощающий, Бог не карающий, ожидающий сострадания к Нему. Это очень необычно. Потому что, если вспомнить, каким обычно представляется Бог, а представляется Он могущественным, сильным, сидящим на золотом троне, в руках Его молнии, меч карающий. А здесь вместо золотого трона – это крест. Вместо карающего меча или молнии – гвозди в руках Его, которыми руки Его проткнуты, вместо обличительных слов о том, что вы грешные, недостойные — слова – «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят». И обращены они к людям, которые в массе своей не достойны быть даже таким, благоразумным, разбойником. Они хуже, чем этот разбойник, потому что их логика такая: подкупить преступника, а потом изобразить, что те деньги, которые они дали, не их, и что их нельзя пустить на благочестивые цели. Извращенная логика, которая, тем не менее, очень свойственна каждому из нас. Мы делаем зло, а потом оправдываемся, хотим выглядеть духовными и прекрасными. Вот во всей священной истории, как всегда, любой читатель соотносит себя с кем-нибудь из тех, кто перед его глазами, о ком читает. Конечно нам хочется быть похожими на Божью Матерь или на Иоанна Богослова, который находился здесь же. Конечно нам не хочется быть похожими на Иуду. Конечно мы видим себя в Петре. Но, все-таки, эта служба и Евангелие пытаются до нас донести, что то, кем мы являемся, что наш персонаж — это благоразумный разбойник, который посочувствовал Христу тогда, когда ему самому было нестерпимо. И он получил прощение, ему было обещано Богом, что вскоре он будет с Ним в Раю. Но, однако, он продолжал страдать, ему, в конце концов перебили голени и колени, чтобы он побыстрее умер. И умер он в страшных мучениях. Тем не менее его мучения наверняка были облегчены сознанием того, что он имеет надежду войти в Рай. И первым туда и вошел. Вот именно на разбойнике и давайте сконцентрируем свое внимание и постараемся именно его чувствами наполнится, чтобы Господь нам помог в нашей жизни не избегать своего креста, но на кресте своем висеть, смотря на крест Христов.

Протоиерей Дионисий Крюков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *