Проповедь в Неделю Торжества Православия

Проповедь протоиерея Дионисия Крюкова в Неделю Торжества Православия (слушать)
Читать текст проповеди

…(начало пропущено)
… Иисуса Христа, которого видели. Если раньше был запрет на изображение Бога, то в новозаветное время (в Евангельское, в христианское время) Христос может быть изображен, поэтому иконы благословляются, не считаются идолопоклонством, считаются адекватным выражением христианской веры, православной. Веры в то, что поклоняясь иконам, мы тем самым мысленно видим Его, потому что Он был с нами во плоти на Земле, а теперь находится на Небе, но изображения Его вполне могут для нас быть в помощь и в укрепление. Это историческая сторона этого праздника.

Какой же ещё внутренний смысл есть в этом празднике, который раскрывается в сегодняшнем Евангелии? Рассказывалось о том, как Христос встретил Филиппа, призвал его за собой, а тот позвал своего знакомого Нафанаила. И Нафанаил сначала засомневался, когда ему Филипп стал говорить, что «я тебе покажу того, кого ожидали наши отцы, праотцы, пророки предсказывали в писаниях — Спасителя Мессию». «Я тебе покажу Иисуса из Назарета,» — говорит он. А Нафанаил отвечает: «Назарет — город маленький, невзрачный, имеет не очень хорошую славу, может ли что из Назарета быть доброе?» И тут ему Филипп говорит ключевые слова «прииди и виждь». То есть пойдём, и увидишь. И вот они идут и подходят ко Христу, а Он уже всё понимает, всё знает наперед, Ему открыты все тайны человеческой души. И Он знает Нафанаила задолго до того, как Нафанаил к Нему обратился. И уже встречая его, Он говорит: «Вот настоящий еврей -израильтянин, в нём нет никакого лукавства». Тем самым показывая и говоря всем окружающим евреям, что настоящий израильтянин тот, который себя мыслит как сына Божьего, как представителя богоизбранного народа. Это тот в котором нет никакого лукавства, никакой лжи, никакой хитрости. Нафанаил удивляется тому, что Христос его знает и спрашивает: «Откуда я тебе знаком?» И Христос ему говорит такую деталь, которая даже для нас сокрыта, которая имеет отношение только ко Христу и только к Нафанаилу. Он говорит: «я знаю тебя ещё до того, как видел тебя под смоковницей». Тут ключевое слово для него было «смоковница», видно под смоковницей что-то такое для него важное происходило… А по преданию, которое приоткрывает для нас эту тайну, говорится о том, что в этот момент Нафанаил просил, чтобы Господь ему указал на мессию. И тут он говорит: «Ты и есть Мессия, ты Царь Израилев! Ты Христос Спаситель». Ему Христос отвечает: «Ты поверил мне, потому что я тебе сказал, что я знал, что происходило под смоковницей. Но тем более блаженны те, которые не знают и уверуют».

Главная идея этого отрывка в том, что Нафанаил увидел Спасителя. Он Его увидел телесными глазами. Увидел Его в теле. Не умом, не рассудком, не духом, а именно так, как мы видим друг друга. Так как мы можем увидеть Его на иконах в том числе, именно поэтому Церковь нам даёт этот отрывок для нашего назидания. Но тем не менее в этом же отрывке есть очень много других для нас для всех важных смыслов. И один из них заключается вот в чём. Христа-то мы можем увидеть на иконах. Если бы мы жили 2000 лет назад, мы бы Христа увидели нашими физическими материальными глазами, мы могли бы к Нему прикоснуться, мы могли бы с Ним поговорить, мы много чего могли бы, точно так же как друг с другом могли бы. Но исповедали бы мы Его так, как исповедал Его Нафанаил: «Ты Христос, Ты Царь Израилев»? Этот вопрос, действительно, для нас не праздный, потому что вчера на вечернем богослужении (для тех, кто был на вечернем богослужении, для тех кто слышал эти слова) говорилось о том, что два других апостола — Лука и Клеопа, точно так же шли со Христом, и точно так же касались Его руками, и точно так же слышали Его и видели Его, но до поры до времени не узнали. То есть не достаточно только лишь физических глаз для того, чтобы Христа узнать. А чем Его можно узнать? А узнать-то Его можно тем, чем в конце концов и узнали Его Лука и Клеопа тогда, когда Он от них отошел, стал невидим. Пока Он был видим, они Его не узнавали, а когда они Его узнали, Он стал невидим. И они сказали очень ценные для нас слова: «Ни сердце ли наше говорило в нас, что это Христос, когда Он был с нами?» То есть Христа видят не зрением телесным. Ни тем зрением, которое лечит окулист, а тем зрением, которое лечит сам Христос. Потому что это зрение имеет своим источником сердце. И именно сердцем человек и может познать Бога. Много чего глаза могут сказать, но глаза могут наоборот и обмануть, потому что за внешним блеском, за внешней красотой, как это сейчас часто происходит… Нам кажется, что Христос должен быть обязательно царем, Он должен восседать на золотом троне, Он должен иметь на своей голове корону с блестящими драгоценными камнями, вокруг Него должны быть силы, гром и молния. Но при этом при всём это зрение наше от нас скрывает то, что Христос страдал, умирал за нас, за грешных людей. То есть Христа, который пришел на землю в рабском виде для спасения человека, Христа смиренного. А Христа смиренного открывает нам сердце, потому что сердце и знает такого Бога, и хочет Его такого, и именно сердце нас побуждает к тому, чтобы и мы походили на Него.

Братья и сестры, в неделю Торжества Православия что мы с вами торжествуем? Торжествуем ли мы трон, дворец, золото, слуг, колесницы, силы, — то, что можно изобразить как торжество в земном его понимании? Как торжествовать должен любой земной царь. Именно это всё — атрибуты земной царской власти. И именно это будет, как говорили в петровское время, апофеоз славы. Нет же, дорогие братья и сёстры, всё-таки наше торжество именно в силе смирения, которое нам продемонстрировал Христос. И не только продемонстрировал, если б только это было педагогическим шагом. Он этим спас нас! И вот наше смирение может спасти не только нас, но и наших окружающих. Именно поэтому постный праздник День Торжества Православия. Каждый раз, когда я говорю какие-то слова в День Торжества Православия, вспоминаю слова одного очень духовного писателя, который сказал, что православие нам дано не для того, чтобы гордиться им, а для того, чтобы стыдиться в нём. Золотые слова, потому что если мы начнем лишь только гордиться, лишь только выпячиваться, лишь только видеть в нём силу и власть, от нас Христос отойдет. Если же мы будем продолжать стыдиться, смиряться, призывать к себе Господа, Господь всегда будет с нами.

Протоиерей Дионисий Крюков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *