Проповедь на чине прощения

Проповедь настоятеля на чине прощения

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
С завтрашнего дня мы вступаем с вами в Великий пост. Великий пост это время особенной напряженной усиленной целенаправленной борьбы со грехом. Время борьбы с нашими страстями. Для того, чтобы с этими страстями бороться мы, конечно же, должны осознавать их, мы должны понимать на что в первую очередь направить нашу внутреннюю духовную борьбу, труд. В какую цель нам стрелять. Какой грех искоренять. Какой сорняк выкорчевывать. Какую опухоль вырезать. Для того, чтобы эта работа была действительно плодотворной, для того, чтобы не было простым времяпрепровождением, очень важно понимать к чему мы идем.

Для нас, для православных людей, борьба с грехом не должны быть абстрактным сокрушением о наших грехах, но должна быть действенной работой. Но вот именно с тем, что непосредственно выкорчевывать у нас дело обстоит не очень хорошо, потому что мы оптом часто каемся, как-то «вообще» относимся к нашим грехам, мы не понимаем что с чем связано и за какую ниточку потянуть, чтобы распутать этот ужасный клубок грехов. Вот именно в этом смысле нам очень важно, чтобы была какая-то зрячая работа. У одного духовного автора написано, что слава Богу, что Господь не открывает нам всех наших грехов, потому что если бы мы знали сколько и какие последствия у каждого нашего слова и у каждого нашего действия тем более, то мы бы впали в жуткое отчаяние. Потому что, действительно, за каждым неосторожным словом, действием, взглядом идут огромные и даже разрушительные последствия. И тем не менее, всё-таки зреть наши грехи нам нужно и поэтому постепенно, по мере нашей готовности и по мере нашего желания, Бог приоткрывает эту завесу грехов наших. И мы уже не как дети, которые не знают, что они творят, «не ведают, что творят». Всё-таки мы понимаем, что в нашей жизни есть много поля для нашей деятельности.

В этом смысле Великий пост это время сравнимое с потерей рая у Адама, неслучайно сегодняшнее воскресенье так и называется «Плач Адама», «Воспоминание Адамова изгнания». То есть пост это резкий обрыв между тем, что было вчера и тем, что будет завтра. Вчера был рай — сегодня грешная земля. Вчера был сад благоуханный — сегодня волчцы и тернии должны быть объектом нашей работы. И, наверное, важно, чтобы и ощущение было также как у Адама и Евы, которые потеряли это райское состояние: «Что же мы наделали?». Вот «что же мы наделали» мы должны сами себе сказать. Мы должны это почувствовать, мы должны ужаснуться тому, что мы, действительно, наделали в нашей жизни. Важно, чтобы наше прощение не выглядело православным христианским церковным этикетом. Важно, чтобы мы действительно просили прощение для того, чтобы что-то изменить, с ощущением того, что уже мы наделали. Поэтому нам важно не только сейчас попросить этикетно друг у друга прощение, но с этого момента научиться себя каждый раз преодолевать настолько, что как только мы осознаем какое-то наше недостоинство, какой-то наш неверный шаг, мы тут же духовно были бы готовы попросить прощения с ощущением того, что уже мы наделали. Это состояние сильного человека, сильного христианина, который знает, что ему много чего приходится в своей жизни преодолевать, и он не стисняется просить прощение не тогда, когда в храме все друг у друга просят, а тогда, когда это надо сказать при всех на работе, где собрались люди достаточно скептически относящиеся к христианской нравственности. И вот в этой ситуации сказать «простите, я исправлюсь» — это будет не показатель слабости, как это может увидеть внешний мир, а показатель силы. И учиться этому надо начинать сейчас здесь.

С завтрашеного дня начинается длительный сорокодневный период в котором надо, чтобы это ощущение потерянного Рая и Рая, который брезжит впереди, (а ведь Воскресение это и есть вновь обретенный Рай, Пасха Христова, это тот Рай, который нам дарован через смерть и воскресение нашего Спасителя) так вот чтобы это ощещение между тем, что было вчера и что будет завтра, этот длительный пост, он должен быть обязательно очень плодотворным в этом направлении. Поэтому давайте изо всех сил посмотреть в себе, в себе… наши близкие, это самые лучшие зеркала, чтобы определить где нам ещё стоит работать. Никто не скажет нам в чем мы пока ещё не достигаем совершенства, которого никогда не достигнем, но в каком направлении нам надо работать скажут нам именно наши ближние и дальние, именно те, которые находятся с нами каждый день бок о бок. И те, которые, может быть, знают нас, но не боятся нам говорить в лицо то, что о нас думают.

Очень важно знать, что когда мы просим прощение и когда мы прощаем — это два разных очень важных и серьёзных дела. Попросить прощения сложно и простить тоже сложно. Может быть было бы очень важно подумать и осознать то, что мы часто кого-то обижаем совершенно не желая этого. Редко когда бывает такое, чтобы мы специально захотели сделать плохо нашему ближнему или дальнему. Бывает, впрочем, и такое, но тут мы очевидно всё знаем. Но вот именнто тогда, когда мы делаем нечто и только потом задним числом для нас открывается, что мы сделали что-то совершенно ужасное, и наши слова для нас безобидные, для кого-то оказались просто раной в самое сердце, вот именно это может нам и поможет понять, что и другой человек часто наносит нам обиды и раны совершенно того не желая. Всё-таки я думаю, что мы христиане верим в то, что человек настроен на добро, на стремление к Богу. Видеть, что человек изначально зол — это не христианская позиция, видеть, что человек изначально хочет нам постоянно вредить и делать нашу жизнь сложнее своими жестокими словами — это не правильно. Мы делаем много зла по неосторожности, не желая того, и нам точно также делают это зло, не желая того. Мы, к сожаления, находимся в стране калек, которые при своём постоянном падании, то на одну ногу, то на другую, задевают и других людей, а другие люди тоже начинают падать. Но мы это делаем очень часто не потому, что мы хотим, чтобы все падали, а потому, что по другому не можем.

Сегодня я бы хотел обратиться ко всем со словами о прощении, если я кого-то чем обижаю, то эти обиды я наношу не специально. И конечно, сейчас, когда священник, настоятель должен попросить у своей паствы прощения, я бы хотел, чтобы вы забыли то, что я сделал по своей неосторожности. Ничего специально злого я не желал. Я прошу прощения у вас, у пущинского прихода, а может быть, как всегда, уже за то, что мне не хватает внимания и любви, тогда, когда у меня есть ещё второй приход. Мне это часто ставят в вину. Но я, действительно, хотел бы, чтобы два прихода были процветающими, но не хватает просто сил… Реально так, не специально. И ещё прошу прощения именнго за то, что я сказал, что какие-то вещи происходят просто по неосторожности. Поэтому если есть у кого на меня какая тёмная мысль от всей души хотел бы, чтобы она была изглажена.

Сейчас давайте попросим друг у друга прощения.

Протоиерей Дионисий Крюков. Чин прощения. 18.02.2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *