«Человек это кто или что?» Доклад Антона Кабанова

Доклад катехизатора-миссионера Михаило-Архангельского храма г.Пущино, преподавателя воскресной школы «Вертоград» теолога Антона Кабанова на XII Пущинских Рождественских чтениях.

 

Доклад Антона Кабанова

Доклад Антона Кабанова

Неверное отождествление природы человека и самого человека, связанное отчасти с научными открытиями в области генетики, приводят в плане мировоззрения к выводам, что человек не свободен в своей жизнедеятельности, а полностью обусловлен природой. В связи с чем, грешит или нарушает некие нормы он не по произволению, а по необходимости, а значит, неподсуден морали, которая ненаучна. Ответом на это служит богословское понимание последствия грехопадения для природы человека, которая повреждена и изначально не находится в состоянии нормы, заданной Творцом. Следствием современных антропологических концепций является – безответственность, формализм, исчезновения понятия греха и должного, обесчеловечивание, бессмыслица любой идеи и жизни как таковой. Разрешить эти вопросы помогает представление о человеке, как личности, которая имеет дух, отличный от природы и всегда устремленный к Богу и смыслу, а также помогающий преодолеть природную обусловленность и вести человека по пути обожения.

1.СОВРЕМЕННАЯ ДЕГУМАНИЗАЦИЯ

Человек, ты «что» или «кто»? Почему ты есть? Есть ли в тебе что-то за гранью кожи твоего лица? За всем этим бесчисленным переплетением клеток и атомов? Тайна ли ты сам для себя или тебе всё понятно в тебе самом?

Дыхание во мне – дыхание животного. Два глаза, две руки, два уха, кожный покров, движение жил и костей – какое невероятное единство меня и любого из животных! Наука нашла нечто причудливое и сокровенное, то, что моментально взлетело на знамена человеческой пошлости и мнимого всезнайства – код  ДНК. В нём все ответы. О любви, об извращении её, о предрасположенности к труду или блуду… Все ответы. Все ли? И что раньше – переплетение аминокислот или мысль их сплетающая? Да и откуда сама мысль?

Часть человечества очень устраивает хороший и готовый ответ на всё – человек это животное, чья жизнь обусловлена природой тела и средой обитания. Найдены гены, отвечающие за речь и половое влечение, восприятие красоты и брезгливости. Ждём открытия гена веры в Бога и гена совести и тогда всё. Занавес. Человек прикован железными цепями к своему телу, которое управляет всеми его реакциями. Человек не в ответе ни за что. С него нельзя спрашивать ни за хамство, ни за убийство, ни за половые извращения. Ведь он неволен в своём выборе добра и зла, так как нет никакого добра и зла – есть природная стихия, которая носит человека по своим волнам, чтобы, в конце концов, утопить его или разбить об скалы.

Житейское море

Играет волнами.

В нём радость и горе

Всегда перед нами.

Никто не ручится,

Никто не узнает,

Что может случиться,

Что завтра с ним станет.

А, может быть, завтра

Сырая могила

Возьмёт безвозвратно

Кипучую силу.

2. ВАРИАНТЫ НОРМЫ

Куда плыву я, как животное? Чем руководится плоть моя? Ведь иного измерения нет, наука вне духовных вопросов, а из этого делается вывод, что духа в человеке нет, ведь наука – это главный глашатай современного взгляда на всё. Если наука не занимается духовной и нравственной проблематикой, то это миражи, мифы, развлечение для мозга, как резиновый мячик для собаки, с которым она может весело и увлеченно носиться по полю и предлагать всем поиграть. Поиграть в нравственность и веру.

«Мораль и нравственность не выводятся из экспериментального знания» – это предпосылка бессмыслицы, которая звучит уже несколько столетий и как воздух, пропитанный радиоактивными выбросами, проникла везде, своими изотопами поменяв структуру нашего мышления с целостного на раздробленное. Всё отделено друг от друга – церковь, политика, образование, школа, дети, родители, идеалы, интернет, законы – всё обособлено и пытается наладить друг с другом диалог, чем и свидетельствует об этой обособленности.

Нет ни добра, ни зла, ни черного, ни белого. Брак может быть однополым. Дети произведены искусственно. Как говорит одно современное издание – «гомосексуальность – это вариант нормы». Что ж, действительно, чтобы всё упростить, то стоит продолжить эту логику и провозгласить: алкоголизм, наркоманию, беспорядочные связи, бунт против родителей, ненависть, взятки, угнетение человека человеком, кражу и всё, что придёт в голову – всё это варианты нормы, а потому ко всему нужно относиться толерантно. Почему? Да потому что мы животные и то, что мы имеем социальные рамки и законы, регламентирующие нашу жизнь – это странный вывих, который хоть и позволяет нам существовать мирно, но никак не дает нам платформы для нравственности, совести, духа.

Но ведь это лишь вульгарное толкование части научного знания о человеке. Исследователи мозга наперебой толкуют об океане непознанного и неоткрытого в человеке. Нет, это неудобно знать. Несовременно. Приятнее думать, что наука знает всё. Вся ли наука? И всё ли знает? Наука изначально – это поиск Творца в Его творении. Она человечна. Она задает миру вопросы! Наука, которая ставит вопросы – истинная наука, как и богословие. Наука, дающая лишь ответы, как и богословие – ложная и самоуверенная госпожа нашей интеллектуальной лени.

Как же плыть в этом море? Есть ли компас и фарватер? Популяризатор эволюционной биологии говорит, что у эволюции нет цели, всё случайно и смысл искать в жизни невозможно, так как всё бурлит, пенится, меняется, исчезает и появляется просто так, само собой. Но само научное знание свидетельствует о целесообразности и связи всего в мире? Цветок вырастает из семени, пчела снимает пыльцу, человек собирает мёд. Камень летит вверх, если брошен и падает непременно вниз. Это закон! Закон? А почему, собственно, есть некий закон? Кто его установил, как и когда? О животное, забудь эти вопросы, они не нужны, они выведут тебя к философии, а чего хуже и к религии! Ешь, пей, веселись, так как завтра умрёшь. О последнем тоже забудь.

Но если человек, это лишь набор клеток, атомов, аминокислот – то он определенно «ЧТО», т.е. бездушный материал, камень, мимотекущий ручей, дуновение ветра, лист увядающий. Нет души, нет Бога, нет человека, нет и греха.

Это ли не выбор свободы от нравственности для будущего расчеловечества?

3.САМООПРАВДАНИЕ И ЖЕРТВЕННОСТЬ

Управлять человеческими массами, встраивать нас  в бездушные системы, переводить в цифровой формат и заполнять нами интернет, переводить в гиперреальность – далёкую от реальных проблем нашей жизни – вот итог идеи природной обусловленности человека. Каждый должен быть представлен в сети, иначе он не существует. Каждое движение и мероприятие зафиксированы и по ним должен быть составлен отчет, чтобы система видела, что винтики работают. Как они работают, вкладывают ли они душу в то, что от них просят, да и вообще, есть ли у них души – это не волнует никого. Мы боролись с тоталитаризмом и его «светлым будущим», но продолжили его же дело. (Пример: В. Свенцицкий о самодержавии) Формализм и мероприятия для галочки, в которых нет жизни, а есть конгломераты клеток, обусловленных сложившимися условиями среды, которые действуют из инстинкта самосохранения, а точнее комфортосохранения. Моя мама педагог, почетный работник образования, свидетельствует о море бумаг и отчетов, которые топят инициативу и требуют инициативы одновременно. Но есть ли система? Она – не мы ли сами? «Чтобы обезопасить себя от дракона, надо иметь своего собственного!» (Е. Шварц)

В нас звучит постоянное самооправдание. «Не мы такие, это жизнь такая». Чем вам не бытовое удостоверение в языке этих принципов расчеловечения человека? «Мы не виноваты – это среда заела». «Мы не виноваты, это само получилось». «Мы не виноваты, нас заставляют». «Мы не виноваты»… Не слышится ли в этом стародавнее «Я не виноват, жена, которую Ты мне дал, это она заставила меня нарушить заповедь»?

Ответом  Творца на эту ситуацию была честность расставания с человеком и жертвенность распятия за него. Они же спасут и наш корабль. С чем-то всегда придётся расставаться, а ради чего-то нести личные жертвы, а не за счёт других. Говорят сейчас про синдром выгорания у священников, учителей, родителей, людей, работающих с персоналом. Но в древних запылившихся текстах есть этому явлению простое объяснение – страсть уныния, грех уныния. Но что такое грех? Да и страсть? О, это не из сферы науки, значит их нет… Но как же нет, если наше сознание фиксирует это ежедневно! При этом, как учат понимать грех святые психологи пустыни, авторы трактатов о любви и монашеской аскезе, ведь они – основа учения Церкви, зачастую многим современникам не известно.

 

4. ГРЕХ И ПОВРЕЖДЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

В учении о человеке в православии есть важная мысль, что он сотворён разумным существом, неописуемой Тайной, Творцом, находящимся вне материи, вне пространства и даже вне времени. Эта Тайна чем-то от себя поделилась с человеком, и он стал отличен от всех животных. Не телом, нет  (хотя очевидно, что тут есть некоторая разница меня и кошки, шимпанзе и прочих геномных родственников), но отличается человек духом, полученным извне. (Пример непонимания Образа Божия: Марков. По образу ли божию?)

Создан он совершенным, картина написана великолепно, полотно ожило, засверкало разными красками, задышало, но вдруг, что-то вторглось в него, какая-то бактерия повредила краску, разъела холст. Теперь все произведения похожи на это потускневшее полотно.

Это полотно – человек. Бактерия – зло и грех. Тусклость и поврежденность – искаженная природа. Каждый родившийся не виноват в своём повреждении. Инвалид не ответственен за поражение нервной системы, генетические болезни ограничивают и мучают, но никак не делаются виной. Грех добровольный, лишь имеет вину, но последствия его, а порой и сам он, превратившийся в страсть  – это болезнь. Искажение природы, правды, замысла, жизни, смысла. Всё искажение – это болезненное, раковое образование, паразитирующее на живом организме.

Нам предлагают согласиться, что болезни нет. Ты такой, какой есть, не думай о болезни. Хочется спросить, а если я не буду о ней думать, я перестану быть предрасположенным к алкоголизму, научусь ходить  с диагнозом ДЦП, аутизм мой мне перестанет мешать – ведь это всё некорректно считать болезнями, это «варианты нормы»? Тогда почему такая дискриминация по отношению к людям с психическими расстройствами? Почему бы им не голосовать и не избираться на предстоящих выборах?

Православная аскетика утверждает, что человек болен и дело не в том, что это надо признать и успокоиться. Нет. Человек может преодолеть болезнь, если будет бороться. Бороться и искать, найти и не сдаваться! Бороться за свою тайну, за веру, за правду о себе, искать Тайну большую, искать Бога, не отчаиваться на пути своих жизненных идеалов и устремлений. Только живая вода напитает сухой организм формализма и системы. Система не убьёт жаждущего и ищущего. Человек не компьютер и не набор атомов, так как он имеет власть задавать вопросы о себе, о мире, о смысле. Не перестаем ли мы их задавать из-за потока информации и новостей? Почему финансы и политика стали основой всех интересов? Это водоворот, тянущий корабль на дно.

5. ЧЕЛОВЕК – ЭТО ЛИЧНОСТЬ, «КТО»

В человеке свила гнездо тайна. Сфинкс, загадывающий загадки. Именно он своим лицом выделяется от звериного тела. Именно Образ Творца, а не тело – ключ к пониманию человека.  Человек – это «КТО»! Личность, то есть природа, несущая в себе некое лицо. Чьё это дарование и как оно во мне существует?

Человек – это тело плюс дух. Природа плюс тайна. Мозг плюс мысль. Сердце плюс воля. Рука, взявшая кисть, язык, произнесший слово, взгляд, направленный в себя – вот человек. И едим и размножаемся мы также иначе, сходство лишь внешнее. У нас всё – ритуал, в котором обыденность преображается и несёт на себе печать иного бытия. Вилка, ложка, тарелка – это так привычно, но вглядимся в их красоту, в их поэзию геометрических фигур и линий, в их физику, покоренного материала. Форма, наделенная смыслом. Смыслом наделил их человек!

Нравственный закон выводим не из природы, а из Священного текста, священного Слова, где правила заданы, как законы Ома или Фарадея. Как так вышло, что этот сгусток аминокислот на раннем этапе своего культурного существования начал создавать объёмные священные писания, необычайные по образности и поэтичности, смысловой глубине. Заповеди – это не нормы и правила – это трудная дорога к себе, это фарватер, цель которого смысл и Бог. Святые отцы и учителя Церкви единодушны в той истине, что Бога и его тайну человек может познать лишь трема способами: 1. – жизнь по заповедям, хождение в праведности, в смыслоустремлённость, в Богоцентрическом движении; 2. – поиск Бога в молитве, молитве, как диалоге, как желании не только говорить, но и слышать ответ, ждать ответ, открыть тишину, как дверь в иной мир, молчание перед Тайной; 3. – честность во взгляде на свою природа, больную, пораженную мыслимыми и немыслимыми немощами, страстями – завистью, ненависть, самолюбием, эгоизмом.

География подлости

Орфография ненависти

Апология невежества

Мифология оптимизма

Так прокричал современный поэт о человеческом обществе. Не хотим ли мы иного? Не хотим ли свободы, творчества, любви, правды? Хотим. Но тогда мы именно «КТО», а никак ни «ЧТО».

6. АСКЕТИКА – ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРИРОДНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ – ОБОЖЕНИЕ.

Борьба со страстями – это основной нерв серьёзной духовной литературы. Это паруса человеческого фрегата. Но у современного мира совершенно нет представления о страстях в человеке. Это учение – какая-то невероятная эзотерика, тайное знание, внутри Церкви, которое лежит абсолютно не скрываемое, но никому не нужное. Но без борьбы со страстями человек не становится человеком, а в лучшем случае так и остается обусловленным природой, оправдывая любую свою глупость и болезнь, тем что «ну, вот я такой человек, вспыльчивый» или «да, я такой, не люблю однообразия в любви» и прочие безумные глаголы.

Церковь сблизилась во многих аспектах с современной психологией, но предлагает не просто изучать мачты и паруса, но распускать или поднимать их – получить знание и действовать, чтобы жизнь имела смысл и цель, чтобы в конце пути состоялась встреча с любящим и ждущим нас Отцом.

Страсть – это греховный навык. Мы привыкаем жить без смысла, привыкаем грубить близким, привыкаем смиряться с тем, с чем смиряться нельзя, привыкаем лелеять своё уныние и оправдываться средой – морем. Мол, смотри, вокруг вода, как же плыть-то? Абсурд, не правда ли? Раз вода – то плыви!

Борьба со страстями – путь к свободе. Но для начала, нужно понять одну очень простую истину. Грех во мне – это не я. Не настоящий я. Болезнь во мне – это не я, а чуждое во мне, то, что меня убивает. Современный мир обманывает человека, говорит, что болезни нет и с тобой всё в порядке. Но это ложь. Я болен грехом, я могу быть здоровым. Исповедь – это не отчет о проделанной работе за квартал, это встреча с Доктором. Это лекарство. Живое лекарство Духа.

7. ДВА ПУТИ. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ.

В завершении хочу сказать кое-что о Церкви. Что это такое? Организация? Как и школа? Как Завод металлоконструкций? А ведь так похожи! И отчеты есть, и деятельность, и люди, иерархия, требования, формализм…

Но апостол Павел Церковь сравнивает с живым телом, а членов её с живыми клетками. Более того. Страдает один член – страдает всё тело. Мы органически связаны. Все, кто когда-то пошёл за Христом и принял крещение. Мы едины, части одного организма. Но мы все нуждаемся в исцелении, нам нужны силы, чтобы плыть, клеткам необходима кровь, чтобы жить, нам нужен Дух, чтобы иметь желание жить и творить. А именно Его только и нужно искать в Церкви, и этим она отличается от организации.  Как мертвую ткань заменяют живой, и человек восстанавливается после повреждений, как к дикому ростку прививают культурное растение, как жаждущий зверь припадает к источнику – так любой из нас может получить силы жить, смысл жить, познавать путь соединения с тайной – всё это в Церкви есть, если только будем искать не комфорта, а истины.

Есть два пути: путь жизни и путь смерти. Куда мы повернём, там и будущее человечества. Новый Завет свидетельствует, что мы повернём к обесчеловечиванию и формализму, к тому, что человек станет слепой игрушкой в руках стихий и страстей – человек станет «ЧТО». Весть, которую принёс Христос, говорит, что человек – это личность, его помнит Бог, он может и должен быть спасён из океана житейского. И он будет спасен, если выберет жизнь, как аскезу, волю, разум, совесть. Некоторые пророчества об уничтожении народов за их преступления не сбывались, так как они меняли свой ум и образ жизни. Покаяние – перемена ума. И либо мы, по словам царя Давида, утратим честь и звание разумного животного, а соединимся с «несмысленными скотами и уподобимся им» (Пс. 48:13). Либо,  как говорит святитель Василий Великий, «человек это животное, получившее повеление стать Богом».

Наш кормчий известен, впери в небо очи,

И с бурей, страстями борись среди ночи.

Житейское море, волна за волною

Вздымается резко за нашей кормою.

Гребцы направляют корабль по волнам,

А ты, мой сладчайший, возводи очи к небесам.

P.S.: у молодёжи есть запрос на смысл. Пример – это группа «ГРОТ» и её песня «Маяк». Можно даже так сказать, что это вольный пересказ некоторых фрагментов Нагорной проповеди.

Давай отныне так, раз решил себя растить.

Не прощай меня Создатель, если я не смог простить.

Не подавай мне руку, пусть бушует вода —

Если за целую жизнь я никому руки не подал.

Я обнимаю всю планету в первозданном виде.

Я обнимаю с ней всех, кто меня ненавидит.

Любовь вокруг нас в виде путеводных ночью.

Цветок подарит аромат, даже когда его топчут.

Благородство без зрителей.

Широкие жесты без фотокамер.

Дары без имени дарителя

и без возможности отбиться на рекламе.

Любить, не присваивая.

Прощать, не запоминая.

Служить, как в тумане маяк.

Звать у самого края.

Итак, пока мы с отделом образования и прочими министерствами вырабатываем официальные позиции, русские ребята из Омска, ломая стереотипы о протестной культуре, говорят нам всё те же слова «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершенен». И это скандирует толпа! Я не верю, что возможно некое преображение толпы, да ещё и за счёт массовой культуры, но не заметить этого явления просто нельзя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *