Проповедь. Исцеление дочери хананеянки

Проповедь протоиерея Дионисия Крюкова.

Сегодня нам Господь даёт для нашего вразумления отрывок из Евангелия, в котором рассказывается о женщине хананеянке. Она подходит ко Христу и кричит: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется». И Господь при этом не спешит ей помогать. Он ей не отвечает. Она продолжает кричать, и даже окружающие обращают на это внимание и просят, чтобы Господь всё-таки исполнил её просьбу. И тогда Он ей говорит, что «не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Тем самым Он показывает, что она не иудейка, а хананеянка, и что хананеяне не верят в Мессию. И поэтому, если она просит о какой-то помощи, то эта просьба весьма странна, потому что Он пришёл «к погибшим овцам дома Израилева». Но тогда эта женщина говорит: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». И это проявление смирения Господь не может не заметить и не оценить. Он именно его и ждал. И не только для окружающих, но и для неё самой. После этого Он говорит ей, что её вера велика, и что, как она верила, так и будет ей. И с этого момента её бесноватая дочь исцелилась.

В этом отрывке нас может смутить то, что Господь хочет, казалось бы, унижения, потому что эта женщина долго просила, на неё долго не обращали внимания, и, в конце концов, её даже сравнили с псом. И она это сравнение принимает и даже сама в этом же ключе отвечает. Мол, да, мы псы, но мы надеемся на те крохи, которые падают с господского стола. Конечно же, Господу не нужно унижения человека. Господь специально пришёл в этот мир, чтобы восстановить достоинство человека. Достоинство, которое было повреждено грехом. Ему надо чего-то иного. И не так это всё однозначно, как может показаться на первый взгляд. Для чего же Господь так долго не обращает внимания на эту женщину? А для того же, для чего не все наши просьбы исполняются. Человеку вообще-то трудно просить о чём-либо. Человеку по его греховности кажется, что если он становится в позицию просящего, то тем самым он унижается. И поэтому заметьте, как нам непросто просить. Мы можем требовать, мы можем защищать свои права, но просить нам действительно тяжело. Так мы показываем свою слабость, свою уязвимость, свою нужду. И тем самым показываем, что человек, у которого мы просим, имеет над нами власть: либо дать, либо не дать, либо помочь, либо отказать. Нам трудно просить именно потому, что нам кажется, если нам откажут, то мы останемся в нашем униженном состоянии. И даже если нам помогут, то мы останемся чем-то обязанными.

Это всё не праздные рассуждения, поскольку они относятся к нам, православным верующим, которые понимают, что Господь призывает нас к смирению. Призывает нас к тому, чтобы мы не стеснялись просить. Более того, Он Сам говорит в другом отрывке Евангелия: «Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7; Лк. 11:9). То есть Сам Господь к этому призывает. Почему же? Да потому что Господу
очень нужно, чтобы мы именно просили. Потому что просящий человек осознаёт, что он недостоин, что он нищ, слаб и что ему нужна помощь Божья. Он смиряется.

Эта тема очень актуально сейчас, потому что уже не раз я слышу от вас, моих дорогих прихожан, один и тот же вопрос, который заключается в следующем: «Я прочитал/ услышал/ одна знакомая сказала /в Интернете выложено, что христианин не должен ни о чём просить, что Бог Сам знает, что нам подавать. Зачем нам надоедать Богу нашими глупыми просьбами, если Господь лучше нас знает, что нам нужно, а мы таким образом лишь только клянчим у Него чего-то недостойного, мирского, недуховного?» И действительно, многие поддаются на это искушение. Им кажется, что это очень правдоподобно. Как это я могу просить у Господа новые сапоги. Это как-то уж очень низко… Или как я могу просить у Господа новую квартиру? Или как я могу просить у Бога работу? Наверное, Бог Сам знает, когда мне послать работу, квартиру и сапоги. Ан, нет! Господь-то всем сказал, чтобы просили – и дастся, искали и находили, чтобы мы стучали – и нам откроют.

Дело в том, что в этой позиции о том, что не надо ничего у Бога просить, проскальзывает именно гордость. Гордость человека, который не хочет унижаться до уровня просителя. А ведь мы перед Богом всего лишь глупые, слабые, неразумные дети, которые у отца любящего просят. Хотя любой отец прекрасно знает, что нужно его сыну или дочери: во что обуться, где жить, куда поступить, какую жену или мужа благословить. Всё это Он прекрасно знает. Но важно, чтобы мы, люди, христиане, через эти просьбы сами осознавали, полезно нам или нет. Ведь мы часто просим-просим и не получаем. И это очень важно, что мы не получаем и осознаём. Значит, оказывается, не нужно нам это было, если Господь нам этого не даёт. Но когда же мы поймём, что это нам не нужно? Только тогда, когда попросим и не получим. Но с другой стороны, именно когда мы просим, мы открываем подлинную веру.

В сегодняшнем евангельском отрывке Господь сказал женщине-хананеянке: «велика вера твоя» Потому что именно в процессе просьбы вера-то и проявляется. Господь может спросить: «А что ты сделал, чтобы то, что ты просишь, было для тебя заслужено и оценено?» Ведь как часто человек просит, получает и не ценит. И очень часто наши быстро удовлетворяемые просьбы оказываются для нас настолько не ценными, что мы отворачиваемся в ту же минуту, как только получаем просимое.

Очень важно, чтобы процесс просьбы укреплял нашу веру. Ведь часто люди так и говорят «Да что верить в «вашего» Бога? Просил я у него и не получил». Что может ответить на это Господь, Церковь и каждый из нас? Либо ты недостоин, либо не оценишь, то, что просишь, либо тебе это и не нужно. Поэтому очень и очень важно, чтобы эти просьбы были нами осознаваемы. В этом и заключается наша внутренняя духовная работа. И они нужны Богу совсем не для того, чтобы мы унижались, а для того, чтобы мы духовно росли, чтобы мы ценили то, что просим. Чтобы мы потом, когда получим просимое, хранили это и благодарили Бога. Благодарность бывает там, где просимое действительно велико и ценно для просящего. Так вот, братья и сёстры, давайте продолжать просить. Всё, что нам нужно, всё будем просить. При этом в двух евангельски отрывках, где Господь призывает нас просить, в одном случае сказано, что Бог знает и даст то, что вы просите у Него, а в другом говорится – и очень важно, что на этом делается акцент – даст Бог Духа Святого, просящему у Него. Действительно, и сапоги, и квартира, и работа, и хороший муж или жена – это всё необходимо для нашего проживания. Но высшая просьба, то, о чём мы должны просить, это – Дух Святой. Дух любви прощения, покаяния, смирения, сострадания, открытости. Действительно, это дары гораздо более ценные, чем самая замечательная работа, самая комфортабельная квартира. Но для того, чтобы этого достичь, надо учиться на каких-то простых примерах. Мы с детства не умеем просить высоты, смирения, кротости, любви. Но хотя бы через наши простые просьбы будем научаться просьбам более высоким. И к этому и стремиться. И да хранит вас Господь!

Протоиерей Дионисий Крюков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *