Проповедь в Неделю всех святых

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, мы с вами знаем, что у нас всех сегодня именины. Сегодня тот день в году, когда почитаются все святые и, соответственно, Те, чьи имена носим мы с вами…
День всех святых даёт нам повод брать пример с тех святых, чьи имена мы носим… и вообще со всех святых, а также задуматься над тем, что такое святость. Святость – это, с одной стороны, цель нашей жизни христианской, а с другой – то, что мы меньше всего понимаем и оттого меньше всего к этому стремимся. Вот такой парадокс. С одной стороны, есть призыв Самого Христа: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» [Мф 5: 48]. А с другой стороны, для нас святость – настолько далёкая, высокая и непонятная категория, что нам кажется, будто это не про нас. И мы с вами научились оправдывать своё нестремление к святости мнимым благочестием, когда говорим, что мы – люди грешные, это не для нас. Получается, что если мы так думаем и говорим, то тем самым мы … оправдываем себя, оправдываем своё нежелание быть святыми, двигаться по пути святости. По большому счёту такого не должно быть в нашей жизни. Тем не менее, это происходит от нашего непонимания. Действительно, мы читаем жития наших святых, Которые ходят по водам, воскрешают мёртвых, прозревают будущее, знают… и прошлое тоже, совершают необыкновенные чудеса. И нам кажется, что святость – именно это. И нам кажется, что, если у нас этого нет хотя бы в малой степени, то какие мы святые! Какое тут стремление к святости?! Но ведь святость это – не мускулы. Почему я говорю о мускулах? Потому что нам кажется, что Церковь – некое подобие, простите за выражение, тренажёрного зала. Туда человек приходит, накачивает себе мускулы, определённую диету соблюдает. И потом ему кажется: «Вот оно. Получилось! Вот я теперь могу поднять уже не 20, а 40 кг. Я накачался». Некое подобие этого есть и в сознании православных: «Я прочитал 40 акафистов, но ни одного чуда не совершил. Я постился все 40 дней Великого Поста, но что-то будущее мне не открылось». От этого возникает впечатление, что наши дела аскетические бесплодны. Но ведь на самом деле мы не на то настроены с вами. Надо настраиваться не на чудеса, не на какие-то выдающиеся способности, а на то, что меньше всего нам хочется делать. А что же нам меньше всего хочется делать? Смиряться. Прощать. Любить. Быть добрыми. Заботиться о близких. Видеть их проблемы. Помогать в решении этих проблем. Вот тогда духовные мускулы накачиваются. Они накачиваются тогда, когда мы умеем любить, когда мы умеем себя смирять. Вовсе даже не хождение по водам является проявлением святости.
Поэтому, братья и сёстры, мы должны не забывать: у нас всех есть обязанность быть святыми… Мы должны это воспринимать как некое задание от Бога. Оно касается не только Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Дмитрия Солунского, Равноапостального Константина или Кирилла и Мефодия… Оно касается каждого из нас. И это должно проявиться в реальном умягчении наших сердец, в том, чтобы мы почувствовали внутри искреннее покаяние и искреннее желание быть лучше. Человек, который желает быть лучше и есть уже святой. Несвятой, злой человек доволен собой. Ему всё в себе нравится. Единственное, что ему не нравится, – это то, что у него мало чего-либо материального. А для нас с вами, братья и сёстры, главная-то задача – двигаться именно в том направлении, которое указал нам Сам Христос. И совершенство наше вовсе не в том даже должно проявляться, чтобы творить необыкновенные поступки, а совершать такие поступки, которые люди, может быть, даже замечать-то не будут. Действительно, обратите внимание, огрызнёшься, – все на тебя посмотрят. А промолчишь, никто и не заметит. А ведь промолчать-то – это великий подвиг в некоторых ситуациях. Огрызнуться – это естественно, казалось бы, для нашего греховного состояния. Так вот святость – она незаметна. Но именно к такой святости призывает нас Христос. Давайте об этом задумаемся. А самое главное – захотим этого. Не просто благочестиво сделаем такую ширму: «это не про меня, я не святой, я грешный-грешный-грешный… Моё дело лишь только смотреть в пол, каяться и больше ничего не делать». Нет, братья и сёстры. Наша задача в том, чтобы наше покаяние выражалось в конкретных поступках. Вот этих поступков я вам и желаю в сегодняшний день всех святых!

Протоиерей Дионисий Крюков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *